Forum GenderQueer    | 18+

ресурс для гендерквиров - андрогинов, агендеров, бигендеров

Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 24 ноя 2017, 05:07



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
 Трансгендерная география страха 
Автор Сообщение
Аватара пользователя

радикальная феминистка


Зарегистрирован: 25 дек 2012, 17:26
Сообщения: 213
Спасибо сказано: 40 раз
Спасибо получено: 194 раз
Ответить с цитатой
Сообщение Трансгендерная география страха
Меня с детства интересовала география, ещё с тех времён, когда на стене в комнате висела огромная карта России. Однако география, как она понимается и преподаётся в России (и думаю, в других постсоветских странах) имеет мало общего с социальными науками, и поэтому до недавного момента я не рассматривала, как вопросы географии могут быть включены в мой трансгендерный активизм. В англоязычной литературе география делится на две большие ветви: физическая и human geography (насколько я понимаю, на русский это переводится как социально-экономическая география). К последнему направлению можно отнести феминистскую географию, в которой пространство рассматривается как социально сконструированное и связанное с иерархиями власти, в частности гендерными иерархиями. В патриархатном обществе, пространство конструируется, в прямом (как например в архитектуре и городском планировании) и переносном смысле, цисгендерными мужчинами в интересах других цисгендерных мужчин. К сожалению, мейнстримная феминистская география очень гендерно-бинарна, например, в ней сравнивается опыт женщин и мужчин в определённых пространствах, но сами понятия "женщина" или "мужчина" не подвергаются деконструкции. Также сексуальная ориентация не учитывается. Это вызвало развитие таких областей как квир- и трансгендерная география.

Одно из направлений в феминистской географии (хотя это относится и к угнетениям других групп) называется географией страха (geographies of fear). Это означает прежде всего вопрос о том, какие пространства являются и/или воспринимаются как (без)опасные для различных групп. Так, известно, что многие женщины стараются не ходить в одиночку в тёмных местах, не садиться в лифт с мужчиной, а то и вовсе не выходят из дома по вечерам. Не только освещение, но и другие факторы, например, присутствие других людей, в частности, других женщин, может влиять на восприятие пространства как (без)опасного.

Возникает вопрос: являются ли пространства, воспринимаемые цисгендерными женщинами как безопасные, таковыми для трансгендерных людей? Чтобы показать, что это не так, достаточно вспомнить женский туалет, который воспринимается некоторыми цисгендерными женщинами как безопасное, свободное от мужского доминирования, место, но для трансгендерных людей туалеты являются одним из наиболее опасных мест, где они могут подвергнуться трансфобным нападениям и в некоторых странах даже аресту.

Я приведу два примера из своей жизни. Один из них как раз и вызвал у меня желание написать этот текст. Я приехала в Стамбул на тренинг genderSTE по гендеру в устойчивом развитии. Так как значительная часть тренинга была посвящена феминистскому городскому планированию и транспорту, одним из практических заданий было поехать на край города, дабы посмотреть, как там живут люди (прежде всего женщины) и сколько времени тратят на дорогу. В одну сторону я поехала вместе с несколькими другими участвующими, но обратно они засели в ресторане, поэтому мне пришлось ехать назад самостоятельно. Для того чтобы вернуться, мне нужно было ехать на маршрутке (известной по-турецки как долмуш) и автобусе. Так вот, я не села на маршрутку, а пошла пешком до остановки автобуса, по неизвестному городу, около часа, мимо каких-то складов и в темноте. После того как я успешно дошла, я задалась вопросом, было ли хоть какое-то рациональное зерно в моём поведении. Потому что большинство цис-женщин в этой ситуации выбрали бы маршрутку. В процессе своих размышлений я поняла проблему с маршруткой: (а) в ней достаточно светло и (б) люди стоят близко, таким образом, они могут легко обнаружить мою трансгендерность. Напротив, на тёмной улице никто мою рожу не увидит, и скорее всего опознают меня как (цис-)женщину (я была в юбке). Для меня действия, вызванные трансфобией, опаснее, чем действия, вызванные мизогинией, поэтому я пошла пешком. На следующее утро, когда мы обсуждали это с другими участвующими, выяснилось, что на них тоже пялились в маршрутке и им было некомфортно. В автобусе всем было проще. Почему? Во-первых, сама конструкция маршрутки способствует тому, что люди лучше друг друга видят (не знаю, как уж так получается, но я это замечала и в российских маршрутках). Во-вторых, люди в автобусе ехали на значительно более дальнее расстояние (это был Metrobus, идущий с одного края Стамбула на другой), поэтому они были более разнообразные и были как бы замкнуты в себе. Напротив, маршрутка - это локальный транспорт, где многие друг друга знают, и потому требования соответствия неким внутрирайонным стандартам там выше.

Второй пример, что пришёл мне в голову, это лифт. Как и маршрутка, это замкнутое пространство, где люди находятся очень близко друг к другу. Если для многих цис-женщин наличие других женщин в лифте делает это пространство безопасным, для меня наличие любых людей в лифте создаёт проблемы. Поэтому в Страсбурге, где лаборатория находится на 14-м этаже, я предпочитаю ходить пешком, чем пользоваться лифтом. Конечно, мои привилегии в плане физических возможностей и возраста позволяют мне это делать. Я вспомнила этот пример из своей жизни, когда прочла о неприятном опыте в лифтах в статье Doan(2010). Авторку, которая является транс* женщиной, пытался схватить за грудь какой-то мужик, желающий проверить, является ли её грудь настоящей. Бывшая в том же лифте спутница того человека не сделала ничего для того, чтобы предотвратить или хотя бы осудить его поведение, хотя она наверняка бы вмешалась, если бы авторка статьи была цис-женщиной.

Таким образом, пространств, в которых трансгендерные люди могут чувствовать себя в безопасности, значительно меньше, чем безопасных мест даже для цис-женщин. Иногда приходится выбирать между различными, в различной степени небезопасными, маршрутами, чтобы куда-то пойти. И это причина, почему некоторые из нас сидят дома (если сам дом является безопасным пространством, что не всегда так). И да, это всё вопросы географии (как бы лично мне это необычным не казалось).

Doan, P. L. (2010). The tyranny of gendered spaces–reflections from beyond the gender dichotomy. Gender, Place and Culture, 17(5), 635-654.

_________________
У женщины всегда есть выбор: феминизм или мазохизм


06 ноя 2015, 11:48
Профиль
За это сообщение автора yanasitnikova поблагодарили - 4:
Amortel, lea, Yanus, Инна И.
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Мы в Контакте Мы в Facebook Мы в Живом Журнале Trans* Коалиция Общественная организация Инсайт


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB