Forum GenderQueer    | 18+

ресурс для гендерквиров - андрогинов, агендеров, бигендеров

Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 17 июл 2019, 11:20



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу 1, 2  След.
 Детские сады, школы и городская среда, комфортные для детей 
Автор Сообщение
Команда ресурса
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май 2011, 12:01
Сообщения: 1878
Спасибо сказано: 974 раз
Спасибо получено: 969 раз
Сообщение Детские сады, школы и городская среда, комфортные для детей
Подобные вопросы уже затрагивались не раз. Например, здесь. В более узком и близком к тематике форума аспекте здесь.
Предлагаю кидать в эту тему материалы и ссылки на различные статьи о тех школах, детских садах и прочем-прочем-прочем в мире, что воспринимается вами не как пережитый многими в детстве ад советских (и более поздних) детских садов и школ, а как то, с чем было бы радостно иметь дело, то, что обеспечивает наилучшие условия для развития ребенка, для его активного, успешного, достойного вхождения в мир.
У меня пока что парочка материалов.


24 авг 2015, 14:00
Профиль
Команда ресурса
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май 2011, 12:01
Сообщения: 1878
Спасибо сказано: 974 раз
Спасибо получено: 969 раз
Сообщение Re: Детские сады, школы и городская среда, комфортные для де
Школа будущего открылась в Финляндии
Изображение
Круто изменили учебный процесс в школе Saunalahti, которая находится в финском городе Эспоо. Начнем с того, что само здание выглядит весьма феерично: при взгляде на него и не подумаешь, что это школа. Больше похоже на музей современного искусства. Здесь архитекторы из VERSTAS Architects отошли от скучной планировки и разделения на классы.
Изображение

Изображение
На 10500 квадратных метров находятся начальная и средняя школы, дошкольное отделение, дом молодежи, театральный зал, столовая, библиотека, спортивный зал и многое другое. Обучение проходит в расслабленной атмосфере. Каждый ребенок сидит как хочет и где хочет, а общение между учениками во время урока поощряется.
Изображение

Изображение
Большинство уроков строится на командно-проектной работе. На офисном стуле на колесиках, отрегулированном по росту школьника, можно откатиться в любой конец класса. Желающие могут прилечь на диванчик, придвинув к себе приставной столик для ноутбука. Роль классной доски выполняет ноутбук, подключенный к общей сети.
Изображение
Столовая — это место встречи всех участников образовательного процесса. Также там находится сцена. Во время концертов, встреч, праздников и фестивалей столовая становится большим зрительным залом.
Изображение

Изображение
Школьный двор максимально подготовлен для того, чтобы дети могли гулять на большой перемене. Он разбит на площадки для разных возрастов.
Изображение
По вечерам школа превращается в досуговый и спортивный центр для всех жителей микрорайона. Здесь открываются мастерские, спортивные залы и клубы по интересам.
Изображение
Для отделки интерьеров и фасадов здания архитекторы использовали экологичные природные материалы, которые создают комфортную теплую атмосферу. Наружная кирпичная кладка школы с обучающей целью положена разными способами, местами беспорядочно, чтобы детям хотелось пощупать кирпичи. А там, где можно порезвиться и отвлечься (в вестибюле, на лестничных площадках), стены раскрашены в яркие цвета. У каждого класса свой холл особого цвета, заблудиться невозможно.
Изображение
Открытые пространства тесно связаны с площадками внутреннего двора, выделенными для каждой возрастной группы, но являющиеся частью единого целого. Создатели проекта считают, что если поставить забор, то любому ребенку захочется бунтовать, поэтому в школе двор открытый. И, конечно, нет никаких охранников и рамок металлоискателей. Да, есть видеокамеры, но меры безопасности незаметны.
Изображение
Взаимодействию с окружающей средой помогают широкие окна, выходящие на улицу. Галереи для учащихся расположены вдоль окон, выходящих в школьный двор. Так дети не чувствуют себя запертыми в четырех стенах.
Изображение
В таких школах, которые отошли от классической формы обучения, у детей активно повышается успеваемость и снижается количество неврозов, свойственных школьному возрасту. Кроме того, они меняют социальную ситуацию в районе в целом, потому что дают людям развиваться в любом направлении в мастерских, клубах по интересам и спортивных комплексах.
источник


24 авг 2015, 14:22
Профиль
За это сообщение автора Yanus поблагодарили - 2:
lea, Инна И.
Команда ресурса
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май 2011, 12:01
Сообщения: 1878
Спасибо сказано: 974 раз
Спасибо получено: 969 раз
Сообщение Re: Детские сады, школы и городская среда, комфортные для де
"Детские географии". Как в Украине развивают удобные и интересные детям пространства
Однажды группа киевских общественных активисток решила выяснить, как взрослые представляют себе идеальную детскую площадку.

Оказалось, что у большинства людей в голове до сих пор "совок".

Практически все опрошенные ответили одинаково: на площадке должна быть горка, песочница, качели и скамейка.

Этот опрос стал отправной точкой для запуска большого проекта "Детские географии", цель которого - развивать пространства, удобные и интересные детям, и привлекать взрослых и детей к исследованию общественных мест.

- Люди не думают о том, что она может быть не фигуративной, что на площадке могут быть элементы, сделанные из бетона или неотесанного дерева. В Германии, например, есть гениальные детские площадки с бетонными кубами, сумасшедшими плоскостями, расположенными под странными углами. Все это эстетично выглядит – как будто это не детская площадка, а паблик-арт, и это удобно не только детям, но и взрослым. Все это дает возможность развивать нестандартный тип мышления. А разве есть что-то подобное в Киеве? - говорит одна из авторов "Детских географий" Галина Сухомудь.

Изображение

- Наша большая цель – научить людей понимать город, - объясняет Юлия Соболь. – Вот почему у нас все эти бесконечные МАФы так уродливо выглядят? А потому что большинство людей их уродливости не замечают, потому что у нас нет культуры пребывания в городе. А чтобы ситуацию поменять, надо приучать к этой культуре с детства..

Изображение

Детская площадка Pod Playground в Астралии. Кроме того, Pod Playground - это часть Национального дендропарка, расположенного в городе Канберре, где содержатся сотни видов редких и исчезающих деревьев со всего мира. Источником вдохновения для создания площадки служила местная флора. Используя образы леса, авторы проекта пытались открыть для детей удивительный мир природы вокруг, стимулююваты воображение, интерес и вдохновение. Фото melbournedesignawards.com.au

Изображение

Маленькие агенты перемен

Направление "human geography" возникло в современной науке довольно давно, оно изучает среду и механизмы, через которые человек коммуницирует с себе подобными.
В 90-х в human geography отделилась ветка "детских географий", которая исследует детские пространства и взаимодействие между детьми и городом.
Активнее всего "детские географии" развиваются сегодня в Британии и Германии.

На постсоветском пространстве о "детских географиях" начали говорить только сейчас, а раньше эта сфера исследований ограничивалась разве что созданием очередной модификации типовой детской площадки со стандартным набором элементов: песочница, горка, качели, скамейка.

Галина Сухомудь: "У нас никогда не думали о том, чтобы научить ребенка пониманию пространства. Ребенок не считается полноправным членом общества, который имеет возможность влиять на свою среду. Мы считаем, что человек должен иметь право голоса с детства.

Одна из частей нашей программы – совместное планирование, внедрение детей в общественную жизнь как влиятельного инструмента.

Существует много зарубежных практик, когда детей водят на экскурсии в муниципалитеты, где представители власти объясняют детям, как происходит управление городом. Им дают понять, что они могут прийти, пожаловаться, предложить – то есть повлиять на принятие решений. А у нас детей загоняют в рамки ужасных одинаковых детских площадок, а все остальное, что происходит вокруг, как будто их не касается".

Изображение
Фото из книги Джеймса Моллисона "Playgrounds", в которой идет речь о визуальной антропологии детской игры

Юлия Соболь: "Детей у нас – сознательно или нет – приучают к мысли, что город – это не твоя территория.

Твоя территория – это два квадратных метра, на которых ты можешь играться, а все остальное – чужой мир, в который лучше не соваться, не мешать взрослым.

Наша мечта – вывести детей из этого ограниченного пространства и дать им понять, какие у них огромные возможности. А взрослым мы хотим объяснить, что дети – такие же члены общества, и их потребности не менее важны, чем потребности всех остальных.

Поэтому нужно, чтобы люди, которые принимают решения о строительстве новых домов, например, думали не только о том, чтобы поставить детскую площадку и пандусы для колясок, но и о том, как людям добираться в другие места вокруг дома, потому что вокруг, как правило, нет безбарьерного пространства. И наш проект – это одна из попыток публично поднять этот вопрос".

Изображение
Капля за каплей. Инсталляция поощряет детей собирать капли воды и перемещать в контейнеры с растениями с захватывающими эффектами. Так, игра учит внимательному отношению к воде как основному источнику жизни. (фото Дитячі географії)

Изображение
Ароматические колокола. Детский парк рассчитан на маленьких посетителей и их семьи. здесь они учатся играть с цветами, звуками и изображениями. Парк имеет вид леса и насчитывает восемь объектов, каждый из которых открывает одну из тем. Путешествие начинается с ароматических колоколов, выделяют ароматы растений и цветов, которые необходимо угадать (фото Дитячі географії)

Детские интервенции

Первый шаг "Детских географий" - исследовательская программа "Большой город, маленький город".

Проект стартует 15 августа и состоит из трех частей: детской образовательной программы, "взрослой" исследовательской программы для урбанистов, архитекторов и педагогов и открытого лектория.

Образовательная часть проекта рассчитана на детей 8-12 лет, которым будет предложено присоединиться к серии игр, воркшопов и экскурсий в поисках ответа на вопрос, что такое современный город.

А в рамках исследовательской части участникам предложат воркшопы и методологические консультации по работе с детьми в исследовании города и цикл лекций про детские географии. Таким образом организаторы хотят попытаться рассмотреть детство через призму пространства и места.

Изображение

Галина: "Через детей можно понять, насколько среда комфортна для человека вообще. Ведь это и вопрос в том числе удобства передвижения колясок, которые используются как детьми, так и людьми с ограниченными возможностями.

Собственно, мобильность и инклюзивность публичных пространств – это часть евроинтеграции, к которой стремится наша страна. Дети – это не меньшинство в нашем обществе, это многочисленная категория социума, поэтому странно, что их проблемы игнорируются, и особенно – что их воспринимают как инструмент для манипуляций.

Например, перед выборами политики ставят детские площадки – вот, мол, держите, все для детей, - но по факту действительно ли такие площадки делают наш город child-friendly?".

Изображение

Юлия: "Чтобы ребенок начал участвовать в исследованиях, подобных тем, что проводим мы, он должен понять, что он – исследователь.

Нужно пробудить у него желание изучать мир и стремиться к результатам.

Дети по своей природе любознательные, но важно вовремя задать им вопросы и показать возможности – как спичку поднести, сразу загорятся.

Сначала они увидят, как интересно то, что их окружает, а потом они уже будут передавать это знание другим детям, родителям, а те – своим друзьям с детьми и так далее".

Изображение

Детский сад в форме кота, построенный как часть кампании "Европа без границ", в городе Карлсруэ неподалеку от франко-германской границы ты символизирует дружбу двух стран. Детский сад посещают около ста детей ежедневно, путь которых пролегает через рот котика. Фото inhabitat.com

Игры в городе, город в играх

Галина: "Чтобы начать исследование среды, в которой живет ребенок, ему достаточно собрать информацию о собственном районе. На Подоле, например, довольно много псевдоисторической архитектуры.

Не все взрослые сумеют отличить ее от настоящей. Детям может быть интересно разобраться, что за дома у них в районе, кто построил их и зачем, кто в них живет и почему.

Но чтобы детям это стало интересно, заинтересоваться должны и родители. Важно показать, что город – это не пустое место, а собрание массы интересной информации".

Изображение

Изображение

Одна из авторов "Детских географий" Лора Ищенко (вторая справа) в "Самосаде" на киевском Подоле

Юлия: "Человек учится влиять на среду, в которой живет, через познание своего пространства. Для этого нужно понять в том числе, что твой двор – это не транзитное место, через которое ты просто ходишь каждый день, а пространство, куда можно выйти с чашкой кофе, где можно присесть, пообщаться с друзьями, и чувствовать себя как дома".

Галина: "Зачастую нам кажется, будто бы детям нужно что-то другое, отличное от того, что интересно взрослым. На самом же деле если мы сделаем что-то для детей и при этом не представляющее интереса для нас самих, то в итоге это не будет интересно никому.

Детские игры должны быть настолько увлекательными, чтобы в них с удовольствием могли играть и взрослые".

Юлия: "Вообще мы живем сегодня в интереснейших условиях. Мы вроде как уже новые люди, а обитаем до сих пор в старых, советских реалиях. То есть сознание у нас современное, европейское, а быт – советский.

Но ничего, маленькими шажками, маленькими группами мы сможем потихоньку все поменять. Как муравьи, сдвинем когда-нибудь этого тяжеленного советского слона".

источник


24 авг 2015, 15:52
Профиль
За это сообщение автора Yanus поблагодарили - 2:
Felix Sapiens, Инна И.
Команда ресурса
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 янв 2014, 21:08
Сообщения: 691
Откуда: Москва
Спасибо сказано: 581 раз
Спасибо получено: 309 раз
Сообщение Re: Детские сады, школы и городская среда, комфортные для де
Говоря об Украине, можно вспомнить детскую площадку в Киеве на Пейзажной Аллее, стилизованную под "Алису в Стране Чудес":
Изображение


24 авг 2015, 20:23
Профиль
За это сообщение автора Felix Sapiens поблагодарили:
Yanus
Site Admin
Аватара пользователя

Неведома зверушка


Зарегистрирован: 17 май 2011, 21:18
Сообщения: 3187
Откуда: Киев
Спасибо сказано: 1267 раз
Спасибо получено: 1283 раз
Сообщение Re: Детские сады, школы и городская среда, комфортные для де
Пейзажку я кстати по ходу чтения вспоминала, да.

_________________
Goodbye to the past, hello to the future,
As the struggle continues, there's no fate...


24 авг 2015, 20:37
Профиль
Команда ресурса
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май 2011, 12:01
Сообщения: 1878
Спасибо сказано: 974 раз
Спасибо получено: 969 раз
Сообщение Re: Детские сады, школы и городская среда, комфортные для де
Еще немного прикольных детских площадок: http://hi-supply.com/article/uvlekateln ... 2015-09-04

Изображение
«Вязанный крокодил», Сан-Паулу, Бразилия

Изображение
Парк «Гулливер», Валенсия, Испания

Изображение
Площадка на пляже «Золотой рог», остров Брач, Хорватия

Изображение
Детская площадка в Национальном дендрарии, Канберре, Австралия


07 сен 2015, 14:41
Профиль
За это сообщение автора Yanus поблагодарили - 2:
Felix Sapiens, Инна И.
Команда ресурса
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май 2011, 12:01
Сообщения: 1878
Спасибо сказано: 974 раз
Спасибо получено: 969 раз
Сообщение Re: Детские сады, школы и городская среда, комфортные для де
А эта статья, наоборот, о том как не должно быть.
Что мы ненавидели в школе: топ школьных ужасов


“Школьные годы чудесные, с дружбою, с книгою, с песнею…” А еще с неподъемным ранцем, горелым молоком и самодурами-учителями. Иногда до сих пор снится возвращение в школу – и просыпаешься с радостной мыслью: как хорошо, что мне туда не надо!

Pics опросил народные массы и составил рейтинг народной ненависти взрослых по памяти о школьном детстве.
11. Родительские собрания и классный журнал
На собраниях родителей знакомили с журналом. Эта перспектива не вызывала беспомощно-тошного ощущения разве что у абсолютно отпетых отличников и активистов. Ничего приятного от родителей, вернувшихся с этого шабаша, ждать не следовало. Вечер был испорчен и превращался в томительное ожидание неотвратимой гадости. На уроках журнал превращался в дамоклов меч. Если ты Юрченко, жить еще как-то можно. А если ты Арбузова?!
10. Школьная форма
Кусачий материал, бесконечно унылый коричневый цвет. Мальчишкам еще ничего, им более-менее все равно, что убивать. А девочки страдали. Юбка школьной формы, слишком короткая – ни тебе побегать, ни тебе полазать по деревьям или перелезть через забор. Фартук этот унылый с растягивающимся карманом. А если мама подсуетилась и откопала из-под земли крутой гипюровый с крылышками, на него обязательно прилетит пятно – и головомойки не миновать. А эти противные узкие воротничок и манжеты! Постоянно их нужно отпарывать, стирать и пришивать… Кто их вообще изобрел, посмотреть бы ему в глаза со значением.
9. Советский “комфорт”
Не отмываемая в принципе меловая тряпка, от которой ты становишься весь в мутно-белых разводах, а иногда она еще и пикирует на тебя на переменке. Мерзкого цвета мастика на паркете, художественно дополняющая меловые пятна на тебе. Залежи жвачки под столешницей каждой парты. Грязный школьный туалет с незапирающимися дверями, где нет ни бумаги, ни чего-нибудь, чем можно руки вытереть.
8. Прибабахи учителей
Эта их сводящая с ума лексика! Одинаковая от Чопа до Чукотки. Ей, кажется, специально обучали в “педе”. Все эти мудрости типа “ты бы еще голову забыл”, “посмеемся вместе”, словосочетания типа “звонок для учителя”, “как курица лапой”, “воспаление хитрости”… А их иезуитские экзекуции! Это бесконечное стояние у доски, когда учитель явно понял, что ты ни хрена не выучил, но ему охота еще вдобавок к двойке поглумиться над тобой. И так стремно и неловко перед всем классом с красными ушами, а если этот садюга еще шутить начинает…
7. Нездоровый коллективизм и показуха
Сентябрьская линейка, на которой совершенно непонятно, зачем ты тут томишься в рядах таких же несчастных и зевающих с букетами выше роста, слушаешь странную заедающую музыку и слушаешь какие-то речи типа бу-бу-бу-бу. Еще и под дождем периодически. Уныние и тлен. Нет, вот все что-то делают в едином порыве – и ты должен. А эти бессмысленные бдения под бюстиком Ленина навытяжку! А все эти школьные концерты и смотры самодеятельности!.. Уныние и тлен в кубе. Если в школу прибывает какая-нибудь высокая комиссия, надо не только готовить эту идиотскую программу, но и драить школу, и сооружать стенгазетки, и вообще изображать из себя бодрое, радостно возбужденное непоймичто.
6. Сумасшедший дом
Невозможность где-либо уединиться (кроме помянутого выше не к ночи туалета), чтобы хоть десять минуточек отдохнуть от орущей учительницы, от цепляющихся дежурных, от бесконечного гула и визга на перемене. Малолетки, которые носятся по коридорам и сшибают тебя с ног. Пристающие с дурацким гоготом и шуточками старшеклассники. Никуда не спрятаться, никуда не деться. Хоть из окна прыгай. Но на окнах обычно были решетки.
5. Физкультура как класс
Во-первых, всех гоняют одинаково без разбору физического состояния. И ты, толстенький или неуклюжий, болтаешься на канате или на турнике, и над тобой все ржут, а учить тебя никто не учит – покажи сразу результат. В физруки почему-то обычно шли монстры. В лучшем случае это был противный бодрячок с неутомимым свистком. В худшем – старый похотливый отставник, подсаживающий девочек за попу на “козла” слишком тщательно.
4. Труды
Туды их растуды. Под руководством противной тетки девочки мучили казенную казеиновую рыбу под маринадом и шили нелепые узкие ночнушки. Мальчики швырялись стамесками. Труды назывались во множественном числе, так как всегда были спаренными, и эту муку приходилось терпеть не 45 минут, а полтора часа.
3. Контрольные по математике
“Достаем двойные листики!” Ужасная формула. Особенно для тех, кому не повезло по складу своему оказаться гуманитарием. И для кого все, что следовало после таблицы умножения – все эти тангенсы-котангенсы, функции-пункции – сплошной темный лес и мимо сознания. Училка, которая на контрольной ходила между партами, заглядывая нам чуть ли не в уши и между коленками, была подобна тюремному надзирателю.
2. Тяжкий груз
Но не в смысле знаний. Тяжеленный ранец. Или портфель. Или рюкзак. Он же черт знает сколько весит! 6-7 книжных кирпичей, столько же тетрадей, сменка, пеналы-готовальни-альбомы. Килограмм пять, не меньше, на твоей несчастной спине. А потом они будут рассказывать тебе, как ты должен не сутулиться и беречь свой позвоночник.
1. Столовские “радости”
Это, пожалуй, неоспоримый намбер ван в хит-параде нашей ненависти. Вечный запах подгоревшего молока, въевшийся в эти стены намертво. Само молоко. С пенкой, бэ. Прохладная склизкая каша с плавающим в ней растопленным кусочком масла. И эти слипшиеся макароны. И эта гора картошки и запах тряпки, когда дежуришь. И это смертоубийство в давке за коржиком за маленькую переменку, когда на тебя напирает здоровый дылда, и последний пятачок уже выскальзывает из твоей потной ладошки… О да, если бы в наших столовках побывал Данте, он бы однозначно перерисовал один из кругов Ада


10 сен 2015, 20:47
Профиль
За это сообщение автора Yanus поблагодарили:
Инна И.
Команда ресурса
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май 2011, 12:01
Сообщения: 1878
Спасибо сказано: 974 раз
Спасибо получено: 969 раз
Сообщение Re: Детские сады, школы и городская среда, комфортные для де
Чему можно поучиться у финских школ: http://usuncut.com/world/12-reasons-fin ... rld-video/
(Текст на английском)


11 сен 2015, 10:17
Профиль
Команда ресурса
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май 2011, 12:01
Сообщения: 1878
Спасибо сказано: 974 раз
Спасибо получено: 969 раз
Сообщение Re: Детские сады, школы и городская среда, комфортные для де
Пока нет отдельной темы о том, как не надо учить, подобные тексты буду оставлять тут. Хотя, с другой стороны, там как раз приводятся варианты решений, как в таких ситуация поступать следовало бы, чтобы не травмировать и не уродовать ребенка.
Статья на украинском. "Как воспитать орков: опыт советской педагогики"
http://texty.org.ua/pg/article/editoria ... y_Agresija
Перевод на русский с помощью Гугла: https://translate.google.ru/translate?s ... edit-text=


12 окт 2015, 11:31
Профиль
За это сообщение автора Yanus поблагодарили:
Инна И.
Команда ресурса
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май 2011, 12:01
Сообщения: 1878
Спасибо сказано: 974 раз
Спасибо получено: 969 раз
Сообщение Re: Детские сады, школы и городская среда, комфортные для де
Изображение


23 ноя 2015, 10:28
Профиль
За это сообщение автора Yanus поблагодарили - 2:
Trix, Инна И.
Команда ресурса
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май 2011, 12:01
Сообщения: 1878
Спасибо сказано: 974 раз
Спасибо получено: 969 раз
Сообщение Re: Детские сады, школы и городская среда, комфортные для де
«АКТИВНЫЙ МАЛЬЧИК — ЭТО НОРМАЛЬНО, ДЛЯ ДЕВОЧКИ — ПАТОЛОГИЯ»
Почему гендерное воспитание в школах — это очень важно


Ксения Букша

Девочка и мальчик в школе — это всегда стереотип и определенные ожидания. Активная девочка троллила одноклассника, обзывая его чокнутым за то, что он ел суп вилкой. Мальчик терпел-терпел, а потом надел девочке тарелку супа на голову. Фразы «ты же мальчик» и «она же девочка» произнесли несчетное количество раз — учительница, завуч, психолог, родители. Вывод, который внушают взрослые: «Девочек бить нельзя, даже если девочки нападают сами». Вывод, который делает мальчик: «Все девчонки — дуры и ябеды».
Мой сын-второклассник был подчеркнуто вежлив в общении с учительницей, и та пригласила меня для беседы. «Знаете, ваш сын надо мной издевается! Постоянно говорит: спасибо, пожалуйста, простите...» Честное слово, точно так и сказала. Вежливой может быть девочка, а если вежлив мальчишка, то он просто глумится.

Девочка-первоклассница бегает по коридору, качается на стуле, выкрикивает с места. Учительница уже после первых двух месяцев обучения собирает комиссию, которая предлагает матери обследовать девочку у психиатра. По общему мнению, нормальные девочки так себя не ведут. В классе есть и другое не менее резвое дитя — мужского пола; его учительница по всем правилам педагогической науки сажает за первую парту и посреди урока разумно дает ему какие-нибудь поручения — сбегать, например, намочить тряпку или раздать тетради. По ее мнению, для мальчика этот уровень активности — нормален, а для девочки — патология.

К старшим классам стереотипы меняются, приближаясь ко взрослым банальностям. Одна из самых опасных — отождествление мальчиков с техническими профессиями
Ладно еще, если мальчик очевидно «не технарь». А если не очевидно? Если у него в целом недурно получается — а что без огня и без особой мотивации, так это он просто своего счастья не понимает. Явная дискриминация девочек случается реже, но иногда бывает и совсем вопиющей. Дочь знакомой, старшеклассница, регулярно жалуется: преподаватель информатики — настоящий женоненавистник. Он постоянно шутит, что девочки тупы, а женщина-программист — как морская свинка: и не морская, и не свинка. От него можно услышать оборот вроде: «Женщина, уберите руки с клавиатуры» или предложение выставить всем девочкам автоматом тройки — мол, разве кому-то из вас нужно больше? К хорошо учащимся девочкам он относится с презрительной иронией и все равно придирается. Информатику можно выучить и самостоятельно, но кто измерит, какой вред он наносит, какая «фигура власти» может сформироваться внутри у иной из его впечатлительных учениц.

Мир и война

На самом деле противопоставление мальчиков девочкам — частный случай школьного противопоставления вообще. Российская массовая школа любит противопоставлять и замечать в людях (в частности, учениках) различия, а не общее или взаимодополняющее. Сплошь и рядом учителя, а вслед за ними и сами дети, делят класс на способных и неспособных, агнцев и козлищ, математиков и гуманитариев, русских и нерусских. Мальчики и девочки — лишь еще один из критериев деления.

Между тем современная мировая тенденция — не делить, а объединять, вовлекать в общий круг. Насколько школа в этом смысле адаптивна и адекватна — хорошо заметно на уроках физкультуры и технологии. В хорошей школе урок труда проводится — так это называется — «для неделимых классов»: полгода все дети учатся мастерить, сверлить дрелью и чинить проводку, а полгода готовить и вести хозяйство.

В школе, где процветает разделение, мальчикам всегда вручают конструктор, а девочкам — бисер
Случаются настоящие шедевры. Например, в одной из петербургских школ попытались на уроках труда учить мальчиков работе на компьютере, а девочек в это же самое время — кулинарии. После протестов родителей эксперимент свернули. В другой школе девочек, как полагается, учили шить, а вот для мальчиков нормального трудовика не нашлось, и в результате их целый год обучали теории: подростки зарисовывали в тетрадь дрель и молоток, а практические работы (ту самую сакраментальную табуретку) выполняли из бумаги и картона.

Другая лакмусовая бумажка — физкультура. Физическое развитие действительно имеет больше отношения к половым особенностям. Именно поэтому на физкультуре хорошо заметно, насколько здоровый сформировался «гендерный климат» в классе. Смешанные команды «мальчики против девочек» или и вовсе — отдельные занятия в разных углах зала, а то и в разное время. В одной школе физкультурник весь урок гоняет с мальчишками в футбол, а девочкам включает музыку, чтобы они могли потанцевать (а те делают под нее физику и алгебру). Разное отношение бывает и к потребностям детей, например, к месячным у девочек, к «неспортивным» детям обоих полов. Все эти тонкости имеют огромное значение.

Во многом гендерное воспитание определяет — будет ли стеснительный парень прогуливать физкультуру, придет ли на занятия полная девочка или сделает себе медотвод, чтоб не засмеяли
Бывают попытки неуместного гендерного воспитания и на других уроках. Вот учительница литературы частенько задает девушкам и парням отдельные домашние задания, связанные с идентификацией с тем или иным героем или героиней русской классики. Ей не приходит в голову, что переживания Печорина, например, могут быть близки и девочке, а парню совершенно нелишне лучше понимать, что чувствовала Татьяна, когда вошла в кабинет Онегина и, так сказать, «заочно» познакомилась с ним.

Для девочек на дни рождения были закуплены книги о хороших манерах, мальчикам — о боях за Ленинград. Когда один из мальчиков заболел на свой день рождения, нашлась девочка, которая соврала, что родилась в декабре, а дата рождения в журнале записана по ошибке. Так, ей достался разгром танковой армии фон Лееба. Обман каким-то образом вскрылся и девочку обязали отдать книгу заболевшему мальчику.

Про учителя информатики мы уже упоминали — там случай на редкость дикий, но на самом деле подобное отношение несут в школу многие учителя, особенно с большим педагогическим стажем.

В 1943-1954 годах (тоже — сверхконсервативные времена) мальчики и девочки в крупных городах учились раздельно, и, по воспоминаниям очевидцев, атмосфера в этих однополых заведениях была не самая здоровая. Потом школы слили вместе, и дети долго привыкали к совместному обучению.

Что интересно, резон и для разделения, и для слияния школ выдвигался один и тот же: «В целях укрепления дисциплины...»
В 2013-2015 годах в России число школ, где практикуются элементы раздельного обучения, составило около тысячи (из 52-х тысяч). В этих школах дети, как правило, находятся раздельно лишь на уроках, а на переменах гуляют вместе. Директор одной из школ (в городе Балашово) объясняет пользу раздельного обучения тем, что девочки в каком-то периоде детства развиваются быстрее, а мальчики «отстают, у них другой темперамент и другая обработка информации». Кроме того, «мальчики не должны развиваться по женскому типу, а мужчины не должны копировать женское поведение».

Мы снова видим наукообразные, но явно нелепые аргументы — логические противоречия заметны и без медицинского или педагогического диплома. Хорошо, пусть дети разных полов развиваются неравномерно, пусть даже способности к обучению разнятся, — почему из этого следует, что состав учащихся должен быть однородным, почему именно в однородном составе обучение должно быть более эффективным? И если признать «слишком разными» для совместного обучения даже мальчиков и девочек, то что после этого говорить, например, об инклюзии?

Впрочем, в пользу раздельного обучения можно привести и множество более-менее логичных аргументов, да только все они будут не о том. Нельзя делать из школы еще более искусственный, еще более консервативный мир. Наоборот — хорошо, когда поощряется многообразие, отмечается общее, а различия служат не разделению, а взаимодополняемости. Мне нравится пример упражнения, выполняемого на уроке физкультуры в одной петербургской школе: девочка, на мате, становятся спиной к двум мальчикам и свободно падает назад, а мальчики ее подхватывают. Потом спиной становится мальчик, а ловят девчонки. Это упражнение на доверие.


24 ноя 2015, 08:40
Профиль
За это сообщение автора Yanus поблагодарили - 3:
Amortel, Trix, Инна И.

практикую форумную некромантию


Зарегистрирован: 21 апр 2015, 14:18
Сообщения: 191
Спасибо сказано: 79 раз
Спасибо получено: 51 раз
Сообщение Re: Детские сады, школы и городская среда, комфортные для де
Yanus писал(а):
девочка, на мате, становятся спиной к двум мальчикам и свободно падает назад, а мальчики ее подхватывают. Потом спиной становится мальчик, а ловят девчонки. Это упражнение на доверие.

хорошо когда люди доверяют другим людям по собственной инициативе. а в данном случае их обязывают доверять, ещё и диктуют кому именно доверять. так что это упражнение только дополняет описанную в статье тактику "разделяй и властвуй"


24 ноя 2015, 09:36
Профиль
Команда ресурса
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май 2011, 12:01
Сообщения: 1878
Спасибо сказано: 974 раз
Спасибо получено: 969 раз
Сообщение Re: Детские сады, школы и городская среда, комфортные для де
lea писал(а):
а в данном случае их обязывают доверять

По-хорошему, должна быть возможность отказаться от упражнения. Если не хочешь, не готов и т.п. А по-плохому, из чего угодно можно сделать отвратительную принудиловку.


24 ноя 2015, 20:16
Профиль

практикую форумную некромантию


Зарегистрирован: 21 апр 2015, 14:18
Сообщения: 191
Спасибо сказано: 79 раз
Спасибо получено: 51 раз
Сообщение Re: Детские сады, школы и городская среда, комфортные для де
Yanus писал(а):
По-хорошему, должна быть возможность отказаться от упражнения.

насколько часто она есть? и каковы последствия отказа?
учителя, которому часто отказывают в выполнении его упражнений, могут наверно и уволить - сколько из них готовы рискнуть карьерой ради чужих детей?


25 ноя 2015, 10:06
Профиль
Команда ресурса
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май 2011, 12:01
Сообщения: 1878
Спасибо сказано: 974 раз
Спасибо получено: 969 раз
Сообщение Re: Детские сады, школы и городская среда, комфортные для де
lea писал(а):
насколько часто она есть? и каковы последствия отказа?
учителя, которому часто отказывают в выполнении его упражнений, могут наверно и уволить

Вообще-то это упражнение "родом" из психологических тренингов, практикумов, групп встреч и т.п. И там априорно присутствует возможность отказа. То есть она есть "по умолчанию". И уж скорее "уволить" должны за несоблюдение этого условия.
А уж как часто те люди, которые используют данное упражнение, передергивают его условия, можно только догадываться.


01 дек 2015, 18:01
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу 1, 2  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Мы в Контакте Мы в Facebook Мы в Живом Журнале Trans* Коалиция Общественная организация Инсайт


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB