Forum GenderQueer    | 18+

ресурс для гендерквиров - андрогинов, агендеров, бигендеров

Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 25 сен 2018, 03:52



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
 Отзвуки ушедшей эпохи: Алессандро Морески. 
Автор Сообщение
Аватара пользователя

Старое форумное привидение


Зарегистрирован: 12 ноя 2010, 22:35
Сообщения: 1521
Спасибо сказано: 244 раз
Спасибо получено: 519 раз
Сообщение Отзвуки ушедшей эпохи: Алессандро Морески.
Цитата:
Голос кастрата… в записи?! Невозможно! – скажете вы. И будете правы. Почти правы. Потому, что пение последнего в мире профессионального певца-кастрата Алессандро Морески было записано на фонографические валики в 1902 – 1903 годах. Профессор Морески работал тогда солистом Сикстинской капеллы; там же он дирижировал хором.
Морески был настоящим кастратом, а не контртенором или певцом с необычайно высоким фальцетом. Ангус Хэриот, автор подробного исследования о певцах-кастратах всех времён, пишет, что в оратории Бетховена "Христос на Масличной горе" Морески "был восхитителен; он брал до третьей октавы, а порой вставлял ещё и ми – на два тона выше!.."

Надо отметить, что когда речь идёт о записях, сделанных на фонографические валики, специалисты часто не могут прийти к согласию о правильной скорости проигрывания (скорость звукозаписывающих аппаратов была очень нестабильна) – а следовательно, и к общему мнению о высоте звучания. Однако уж очень значительной погрешность здесь быть не может – это было бы слышно по искажению звука аккомпанирующего инструмента и возникновению так называемого «эффекта Буратино» при воспроизведении. Вполне очевидно, что «Аве, Мария!» Баха-Гуно записана в скрипичном ключе – точнее говоря, в тональности, традиционной для сопрано – то есть, он берёт чистое си – это где-то на квинту выше, чем предельный верх современных контртеноров.

Как я упомянул, Алессандро Морески был последним (известным по сей день, по крайней мере) кастратом – но последним "великим кастратом" считается Джованни-Баттиста Веллути (1781 – 1861); именно для него и была написана последняя в истории жанра опера с участием кастрата-вокалиста – "Крестоносец в Египте" Джакомо Мейербера (1824). Алессандро Морески родился в 1858 году в местечке Монтекомпатрио; а двадцатью годами позже, в 1870 году, кастрация мальчиков для воспитания вокалистов была официально запрещена. Таким образом, Морески крупно не повезло: в то время, когда он был готов к занятиям вокалом, все старые учителя пения для подобного типа голоса (который сам по себе уже практически прекратил своё существование) уже, грубо говоря, вымерли. Тем не менее, в 1871 году Морески начал своё обучение в Scuola di San Salvatore в Лауро, затем стал студентом органиста и церковного композитора Гаэтано Капоччи. В 1883 году он поступил в Сикстинскую капеллу (по сути – приватную капеллу Папы Римского), где в качестве солиста и дирижёра и прослужил тридцать лет.

Конечно, прежде всего, возникает вопрос: в какой степени записи Алессандро Морески могут помочь нам составить впечатление о пении великих кастратов прошлого? Естественно, точно на этот вопрос ответить никто не в состоянии, но мне лично кажется, что сходство здесь абсолютно минимальное. Во-первых, мы не слышим здесь тех безумно-головокружительных фиоритур, что утверждали славу кастратов-виртуозов на оперной сцене; статус певца Папской капеллы не позволял Морески исполнять ничего, кроме довольно малоинтересной церковной музыки XIX века (и эту музыку впоследствии раскритиковал за "слащавость" папа Пий Х в своём знаменитом "Motu proprio" в 1903 году.

Во-вторых, лишённый возможности получить навыки настоящей вокальной школы, Морески демонстрирует всё-таки, скажем так, не вполне совершенную вокальную технику. Хотя возможно, что недостатки вокала можно списать и на возраст певца: в то время ему было немногим более сорока лет, но истории известно множество случаев скорого вокального "старения" кастратов, что – с точки зрения физиологии – можно объяснить воздействием мощного дыхательного аппарата крупного мужчины на нежные "мальчишеские" голосовые связки. Ведь писали когда-то в "Dizinario Universale dei Musicisti", что "[Морески] благословлён голосом необычайнейшей красоты"; ещё ему был присвоен титул "ангел Рима".

В начале 1902 года Фред и Уилл Гайсберги (первые менеджеры лондонского отделения компании Gramophone) решили отправиться в Италию, в надежде записать голос необычайно тогда популярного папы. Они были приняты в Ватикане с чрезвычайной теплотой и куртуазностью – однако тут же были вежливо, но твёрдо информированы, что записать голос Папы не представляется возможным в связи с преклонным возрастом последнего: Лео XIII в то время уже перевалило за девяносто. (Любопытно, что на следующий год, когда Папе исполнилось 93 года, Джованни Беттини – приватный антрепренёр с собственным фонографом, всё-таки записал голос Папы Лео XIII – через пять месяцев после записи Папа скончался). Зато против записи папской капеллы никто не возражал, и Гайсбергам предоставили для этого в полное распоряжение Архиепископский дворец. "Прямо на полу посреди великолепного зала со стенами, сплошь увешанными шедеврами Тициана, Рафаэля и Тинторетто, мы смонтировали свою чудовищную машину; затем присоединили к ней три раструба от входной записывающей трубы…" – можно прочесть в воспоминаниях Фреда Гайсберга в журнале The Gramophone (сентябрь 1944 года).

В XIX веке Сикстинская капелла представляла собой хор из тридцати двух певцов: восемь сопрано (кастратов), восемь контральто (тоже кастраты), и по восемь теноров и басов. Перед записью Морески страшно волновался и нервничал – возможно, этим также отчасти объясняется вокальное несовершенство его записей. Самую свою первую запись – Crucifixus Россини – он потом, спустя два года, даже переписал заново (у нас на сайте представлена именно эта, поздняя версия). Помимо церковной музыки, Морески записал и романс Тости "Идеал" – и в записи слышно, с каким восторгом приветствовали исполнение все участники Сикстинской капеллы, находившиеся в это время в зале… После Лео XIII на вершину католической власти был избран Папа Пий X (позднее причисленный Католической церковью к лику святых). Многие его церковные реформы коснулись и музыки: в борьбе с огромным количеством "неофициальных" композиторов, писавших псевдо-"религиозную" музыку с явным коммерческим уклоном, своим Эдиктом в ноябре 1903 года Папа Пий Х запретил исполнять в церкви всё, кроме григорианских хоралов и высокой полифонии (запрет распространялся даже на опусы Баха и Моцарта). Таким образом, "вне закона" оказалась даже музыка, записанная Морески в 1902 году – и очередная записывающая сессия Gramophone в Ватикане 1904 года никаких особых плодов не принесла… Кстати, именно Пий Х официально запретил использование кастратов в Сикстинской капелле – к счастью, профессору Морески было позволено остаться на посту дирижёра и солиста ватиканского хора. Если уж мы заговорили о церковных делах, то отвлечёмся, чтобы вспомнить католический Конгресс в апреле 1904 года. Торжественная месса давалась в честь нового Папы Пия Х, а также в память Папы Григория, со дня смерти которого исполнилось тридцать лет. По этому случаю в соборе Святого Петра был собран хор в 1210 голосов, и для записи события в Ватикан прибыл американский звукооператор и инженер Синклер Дерби. Меня бы это не очень взволновало, прямо скажу, если бы перед этим Дерби не заехал в Милан, где и записал «попутную песню»– Mattinata Леонкавалло в исполнении Карузо; партию фортепиано исполнил сам композитор… Воистину: неисповедимы пути Господни!..
Однако вернёмся к Морески. Предлагаю вашему вниманию пространную цитату из статьи Десмонда Шейв-Тейлора:

«Иногда в высоких и достаточно сложных пассажах его голос звучит поразительно легко и изящно. Как и большинство певцов того периода, он часто прибегает к portamento…

Несмотря на возраст сохранившихся записей, качество их достаточно приемлемо, и мы вполне можем представить если не объём, то, по крайней мере, тональное качество голоса Морески. Его голос, бесспорное сопрано, не похож ни на голос мальчика, ни на голос женщины; он сильнее первого, но не так нежен, как второй. Певец свободно пользуется грудными нотами, что производит большое впечатление в скачках на октаву в “Аве, Мария!” Большинству людей его тембр, с периодическими лёгкими “подвываниями”, кажется неприятным; впрочем, один из моих знакомых музыкантов говорит, что хотя этот голос ему не нравится, он всё-таки предпочитает его голосу контртенора. Что касается моих впечатлений, то я не могу поставить Алессандро Морески в число моих любимых исполнителей, но при этом нахожу нечто совершенно завораживающее в откровенной, пусть и странным образом бесплотной, страсти и силе его пения. Будь его техника более совершенной, а стиль – менее витиеватым в угоду сентиментальным вкусам того времени, он мог бы понравиться и современной публике – и не только из соображений гуманизма. Но я уверен, что этого певца невозможно сравнить с Фаринелли. Он поражает, но не восхищает
».

Никто, конечно, не может поручиться за то, что Морески – действительно самый последний кастрат-вокалист на Земле, но… иных мы пока не знаем. Послушайте…
Источник
Послушать онлайн: http://muzofon.com/search/Алессандро%20Морески

_________________


15 июн 2011, 07:19
Профиль
Основательница ресурса
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 00:38
Сообщения: 2806
Спасибо сказано: 599 раз
Спасибо получено: 694 раз
Сообщение 
Электричество, очень интересно, спасибо :arrow:
Голос действительно звучит необычно, хотя я в этом совсем не разбираюсь.

_________________
Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело.
Все превращается в прах – и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело.
И благодаря ему зло на Земле не имеет конца. С тех пор, как я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики.
(с) Г. Померанц


15 июн 2011, 22:56
Профиль
Аватара пользователя

Старое форумное привидение


Зарегистрирован: 12 ноя 2010, 22:35
Сообщения: 1521
Спасибо сказано: 244 раз
Спасибо получено: 519 раз
Сообщение 
Да, мне тоже материал показался интересным; записи голоса - в своём роде уникальны. Представленные голос и манера пения, конечно, могут восприниматься весьма неоднозначно, но какая-то своя притягательная сила в этих записях всё же есть. Пускай не самый безупречный, но всё же единственный запечатлённый и уцелевший кусочек особой исчезнувшей певческой культуры.

_________________


16 июн 2011, 08:55
Профиль

Зарегистрирован: 08 ноя 2010, 15:57
Сообщения: 2515
Спасибо сказано: 93 раз
Спасибо получено: 167 раз
Сообщение 
Записи уникальны - этт да. Но по моему это обычный фальцет. Думаю вполне тренировками и без удаления гонад такого можно добиться. Единственно что - связки не утолщаются под действием тст, но способ звукоизвлечения вероятно все равно не женский, оттого так необычно звучит. Очень напряжено горло на низах, тяжело слушать, но вибрато красивое - это да. Резонанс сдавлен, видимо потому голос звучит плоско. Вцелом мне понравилось. Жалко только малоприменимо для постановки голоса у ТГ :roll: .
ЗЫ: Хотя я тоже не спец :D .


16 июн 2011, 10:54
Профиль
Аватара пользователя

Старое форумное привидение


Зарегистрирован: 12 ноя 2010, 22:35
Сообщения: 1521
Спасибо сказано: 244 раз
Спасибо получено: 519 раз
Сообщение 
Elen писал(а):
Но по моему это обычный фальцет.
Нет, это никак не фальцет. У подобных певцов был совершенно своеобразный голосовой аппарат.
Цитата:
После кастрации голос мальчика не мутировал, то есть не становился октавой ниже, как у других подростков, а оставался, так сказать, «высоким», полудетским - полуженским, и мог быть затем поставлен в промежутке между альтом и сопрано. Иногда в течение жизни голос менялся, превращаясь из сопрано в альт или наоборот: скажем, Пистокки и Николино приобрели контральто соответственно в двадцать и двадцать семь лет, а Гваданьи, напротив, в сорок пять из контральто перешел в сопрано.
Главными особенностями кастратов были форма и положение гортани. У мальчиков гортань после мутации опускается, и даже у девочек при созревании в какой-то степени происходит то же самое, что отражается на тембре голоса. У кастратов опущения гортани не происходит, то есть связки у них не удаляются от резонирующей полости, что и придает их голосам столь необычную чистоту и звонкость и способствует гармоничности звучания. По своей костной структуре такая гортань больше похожа на женскую как по размеру, так и по отсутствию создаваемой адамовым яблоком кривизны. Тембр тоже был женский, так что некоторые партии сопранисты и певицы могли исполнять с равным успехом: например, партию Ринальдо у Генделя одинаково исполняли и кастраты Николино и Бернакки, и певицы-сопрано Барбье и Вико. Но при всем том гортань кастрата сохраняла положение, форму и пластичность детской гортани, и к удвоенным преимуществам такой «гибридной глотки» добавлялась присущая только кастратам замечательная сила голосовых связок, развивавшаяся благодаря усердным - от четырех до шести часов ежедневно! - многолетним упражнениям.
И наконец, кастрация приводила к значительному развитию грудной клетки, приобретавшей несколько округленные очертания и превращавшейся в мощный резонатор, что придавало голосу многих кастратов силу, какой не было у фальцетов. Совершенно безосновательно, однако, часто высказываемое предположение, будто кастраты по природе своей имели огромный объем легких и, стало быть, чуть ли не неисчерпаемый «запас воздуха». Это предположение подтверждалось редкостной способностью некоторых певцов (например, Фаринелли) делать при пении долгие, почти в минуту, интервалы между вдохом и выдохом, но на самом деле этот эффект обеспечивался лишь чрезвычайно упорной работой над техникой дыхания, что и позволяло наиболее одаренным артистам достигать замечательных результатов.
В общем, голос кастрата отличался от обычного мужского голоса нежностью, гибкостью и высотой, а от обычного женского - звонкостью, мягкостью и силой, и при этом благодаря развитой мускулатуре, технике и экспрессии превосходил детский голос. В этом смысле кастрат - сразу мужчина, женщина и ребенок - являл собою воплощенное и отфильтрованное бесполостью триединство, и на современников, которые конечно же доброжелательнее большинства сегодняшней публики относились к разного рода ухищрениям, голос его обычно производил впечатление возвышенное и вместе с тем чувственное. А так как голос этот был своеобразным мостом между мужским и женским голосами, его легко было определить как «ангельский» или «небесный» - именно эти определения к нему обычно и применялись.
В народном сознании кастраты были похожи на ангелов буквально во всем - недаром в неаполитанских консерваториях юных евнухов для бодрствования у детских гробов наряжали ангелочками. Эта же тенденция наблюдалась и в формировании эстетических идеалов эпохи: в качестве объектов любования и обожания кастраты - не за поведение, но единственно за голос! - все более и более ассоциировались с сонмом поющих ангелов, постепенно превращаясь в воплощение чистоты и невинности. Благодаря все тому же голосу, словно нарушающему земные законы, в церкви кастраты создавали особую и небывалую связь между Богом, музыкой и человечеством - кому не приходило на ум слово «ангельские» при звуках «Miserere» Аллегри, написанного кастратом и для кастратов? И наконец, разве не кастраты сделались самым ярким выражением барочного искусства, одной из главных символических фигур которого и в скульптуре, и в живописи, и в музыке был именно ангел?

Цитата:
В конце XVI века Григорий Четырнадцатый (1590-1591) попытался было узаконить существование кастратов, но не успел, так что дело довершил Клемент Восьмой (1592-1605), предоставив итальянским сопранистам доступ в папский хор, хотя это было скорее официальным признанием, чем подлинным нововведением: кастраты почти наверняка пели в папском хоре уже в середине XVI века, но именовались «фальцетами». Однако Клемент и его ближайшие преемники были большими поклонниками кастратов, поначалу бывших в явном меньшинстве, так что спешили заменить всех фальцетов подлинными сопранистами, и к 162 5 году в хоре Сикстинской капеллы уже не было ни единого фальцета, С тех пор фальцет определялся как «искусственный голос», а голос кастрата как «естественный».

Цитата:
В сегодняшнем знании о кастратах слишком много пробелов, и прежде всего тот, что нам неведома поразительная красота их голосов - а ведь голоса величайших из них были совершенно не похожи ни на что из слышанного нами! Так что пробел этот весьма прискорбный, особенно если перечитать восторженные отзывы тех, кто эти голоса слышал. Нет у нас и воспоминаний о виртуозах, которые, будь они написаны при жизни, поведали бы нам об их происхождении и детских годах, и как их оперировали, и как они учились. Есть, правда, архивные документы и рассказы современников, но все это слишком часто окрашено в полемические цвета и основано наличных пристрастиях, что и понятно: связанные с кастратами проблемы выходили за пределы собственно музыкальной дискуссии, превращаясь в социальные, моральные и политические - особенно часто такое случалось вне Италии. Недостаток информации можно объяснить и тем, что в XVII и XVIII веках кастраты были столь неотъемлемой частью музыкальной жизни, что никто в них ничего необычного не видел: их голоса были такими же «естественными», как и у всех прочих, а сами они вовсе не считались цирковыми уродами, о которых стоило бы спорить. В результате никому попросту не приходило в голову обсуждать кастратов отдельно - иначе, чем певиц, теноров, композиторов, театральную режиссуру, театральную публику и вообще все, что может быть поводом для удовольствия заявить собственное мнение.
Сегодняшнее оживление интереса к барочной музыке не только не привлекло внимания к кастратам, но, напротив, в известном смысле еще дальше вытеснило их из реальности - и в этом главная помеха для всякого, кто пытается возродить музыку Кавалли или Алессандро Скарлатти, не имея певцов, для которых она сочинялась. В сегодняшнем музыкальном мире этот совершенно очевидный изъян и различные способы компенсировать его другими голосами послужил поводом для долгой и бесплодной полемики: использующиеся в ней аргументы позабавили бы Грегорио Аллегри, уже в XVII веке предвидевшего гибель bel canto в барочном значении этого словосочетания именно в случае исчезновения кастратов. Каков бы ни был итог упомянутых дискуссий, сегодняшняя публика благодаря новой моде на барочную музыку способна по крайней мере осознать, каким интеллектуальным потрясением было открытие этих «почти обыкновенных» певцов, чьи удивительные голоса и удивительные личности оказали такое влияние почти на три века развития театральной и церковной музыки.


Что касается Алессандро Морески - имеют место различные мнения об этих записях, включая такие:
Цитата:
Когда были сделаны записи пения, Алессандро Морески было 44 года, и некоторые критики отмечали «старение» его голоса. Другие говорили, что он пел в «плачущей интонации». Третьи считали, что он никогда не был особо интересным певцом.


Elen писал(а):
Жалко только малоприменимо для постановки голоса у ТГ.
ЗЫ: Хотя я тоже не спец
Ну, в случае выявления ТГ у лиц, родившихся в мужском биологическом поле, в раннем возрасте (в идеале - до начала полового созревания) могут применяться блокаторы половых гормонов, и нежелательные в этом случае изменений голоса (и не только), характерные для пубертата, были бы предотвращены. Вопрос в том, войдёт ли подобное в широкую практику.)
Взрослым ТГ, если голос у них "сломался", это никак, конечно, уже не поможет.

_________________


16 июн 2011, 15:55
Профиль

Зарегистрирован: 08 ноя 2010, 15:57
Сообщения: 2515
Спасибо сказано: 93 раз
Спасибо получено: 167 раз
Сообщение 
Электричество писал(а):
У подобных певцов был совершенно своеобразный голосовой аппарат.

Не спорю, вполне вероятно. Потому как культура эта существовала не одно столетие и явно в ней был какой то смысл.
Электричество писал(а):
Ну, в случае выявления ТГ у лиц, родившихся в мужском биологическом поле, в раннем возрасте (в идеале - до начала полового созревания) могут применяться блокаторы половых гормонов, и нежелательные в этом случае изменений голоса (и не только), характерные для пубертата, были бы предотвращены. Вопрос в том, войдёт ли подобное в широкую практику.)

Не все так просто. Блокирование половых гормонов в подростковом возрасте приводит к запаздыванию закрытия зон роста костей, гигантизму и связанными с этой паталогией осложнениями работы имунной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы. При удалении гонад все же работают надпочечники и половые гормоны вырабатываются пусть и в недостаточном для быстрой маскулинизации количестве, но в достаточном для поддержания баланса. Собственно опыты по задержке полового развития проводились, но вот факторы риска вынудили остановить исследования.


16 июн 2011, 16:21
Профиль
Аватара пользователя

Старое форумное привидение


Зарегистрирован: 12 ноя 2010, 22:35
Сообщения: 1521
Спасибо сказано: 244 раз
Спасибо получено: 519 раз
Сообщение 
Elen писал(а):
Собственно опыты по задержке полового развития проводились, но вот факторы риска вынудили остановить исследования.
А где Вы почерпнули информацию, что исследования остановлены?

_________________


16 июн 2011, 16:28
Профиль

Зарегистрирован: 08 ноя 2010, 15:57
Сообщения: 2515
Спасибо сказано: 93 раз
Спасибо получено: 167 раз
Сообщение 
Электричество писал(а):
А где Вы почерпнули информацию, что исследования остановлены?

Статья о возможности такого "лечения" для детей с нарушением половой идентификации появилась довольно давнов одном французском издании если не ошибась, году в 2008, тогда же и инфа о закрытии экспериментов вследствие осложнений со здоровьем испытуемых всплыла. Попробую найти. Вполне возможно что проблему с СТГ удалось решить.


16 июн 2011, 17:02
Профиль
Основательница ресурса
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 00:38
Сообщения: 2806
Спасибо сказано: 599 раз
Спасибо получено: 694 раз
Сообщение 
Здесь большая интересная статья о певцах-кастратах:
http://ec-dejavu.ru/c/Castrated.html

А вообще удивительный феномен сам по себе: получается церковь, выступая за жесткое гендерное разделение, не допускающее к пению в церковных хорах женщин, породила огромное количество людей это самое разделение размывающих :)

_________________
Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело.
Все превращается в прах – и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело.
И благодаря ему зло на Земле не имеет конца. С тех пор, как я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики.
(с) Г. Померанц


08 июл 2011, 22:39
Профиль

Зарегистрирован: 08 ноя 2010, 15:57
Сообщения: 2515
Спасибо сказано: 93 раз
Спасибо получено: 167 раз
Сообщение 
Лилит писал(а):
А вообще удивительный феномен сам по себе

Дык оскопление - это ж часть аскезы, самая что ни на есть христианская благодетель. :D


09 июл 2011, 11:46
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Мы в Контакте Мы в Facebook Мы в Живом Журнале Trans* Коалиция Общественная организация Инсайт


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB