Forum GenderQueer    | 18+

ресурс для гендерквиров - андрогинов, агендеров, бигендеров

Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 23 ноя 2017, 17:47



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
 Трансфобия и её причины 
Автор Сообщение
Аватара пользователя

радикальная феминистка


Зарегистрирован: 25 дек 2012, 17:26
Сообщения: 213
Спасибо сказано: 40 раз
Спасибо получено: 194 раз
Ответить с цитатой
Сообщение Трансфобия и её причины
Терминология. Под трансфобией понимают широкий спектр негативных чувств (неприязнь, ненависть, отвращение) по отношению к трансгендерным людям. Гендеризм это "идеология, которая укрепляет негативную оценку гендерной неконформности или несоответствия между полом и гендером" и "культурное убеждение, которое закрепляет негативную оценку людей, которые не представляют собой стереотипных мужчин или женщин" [1]. Сходным понятием является циссексизм - "убеждение, что гендер, с которым идентифицируют себя трансгендерные люди, менее значимый и достоверный, чем гендер цисгендеров/к"[2]. Циссексизм основан на убеждении, что только биологические характеристики определяют, является ли человек женщиной или мужчиной. Т.о., циссексизм это более узкий термин, который применим только к тем трансгендерным людям, которые имеют бинарную гендерную идентичность и/или пытаются восприниматься окружающими как женщины или мужчины. В то время как трансфобия является эмоциональным отвращением, гендеризм и циссексизм представляют собой идеологию. Trans* bashing, или преследование трансгендерных людей, представляет собой практику, основанную на идеологии циссексизма / гендеризма и вызванную трансфобией. Приписывание человека к гендеру, иному чем её/его гендерной самоидентификация, называют принуждением к идентичности (identity enforcement) [3]. Такое принуждение может распространяться дальше, чем намеренное называние человека в неправильном роде и неправильным именем, но может также включать принуждение к исполнению традиционной гендерной роли.

Причины трансфобии. Исходя из корреляции между трансфобии и гомофобии, некоторые, в особенности, гей-активисты, устанавливают между ними односторонне-направленную причинно-следственную связь. В их представлении, трансфобия не только становится следствием гомофобии, но и её составной, маленькой частью. С этим мне пришлось столкнуться в 2013 году, когда я высказала пожелание добавить к названию ежегодной кампании "Неделя против гомофобии" упоминание о трансфобии, тогда утверждение о подчинённой роли трансфобии было использовано для обоснования неупоминания о трансфобии. Такое замалчивание трансфобии само по себе является трансфобией и основано на желании сохранить распределение власти в ЛГБТ-движении в пользу цисгендерных геев, не желающих делиться ресурсами, которые могли бы быть потрачены на борьбу с гомофобией, для уничтожения трансфобии. Чтобы раскрыть эту логическую ошибку, достаточно спросить, почему из корреляции между трансфобией и гомофобией не выводится утверждение, будто гомофобия является частным случаем трансфобии? Как я покажу в дальнейшем, такое утверждение имеет некоторый смысл. Тем не менее, взаимосвязь между различными видами угнетения не может являться поводом для выстраивания между ними иерархий и замалчивания каких-то из них в пользу других.

Трансфобия является сложным явлением и не имеет однозначного объяснения. Эта сложность объяснения трансфобии связана с составным характером группы, которая ей подвергается - причём это даже не только те, кто считают себя трансгендерными людьми. Можно выделить как минимум два различных вида трансфобии: а) по отношению к людям, которые однозначно воспринимаются как цис* женщины / мужчины, при этом имеют гениталии, традиционно относимые к другому гендеру, или этот гендер был им приписан при рождении (иными словами, эти люди обладают пассом); б) по отношению к людям с гендерно-неконформной внешностью. Учитывая, что пасс и гендерная-конформность не являются чёткими и объективными критериями, эти два вида трансфобии будут пересекаться.

Дж.Серано[2] объясняет трансфобию в отношении людей с гендерно-неконформной внешностью (возможно, правильнее было бы назвать её квирфобией) как следствие т.н. оппозиционного сексизма, под которым она понимает "убеждении, что женщины и мужчины являются жёсткими, взаимоисключающими категориями, каждая обладающая уникальным и неперекрывающимся с другой набором свойств, склонностей, способностей и желаний". Помимо того, что это объяснение не раскрывает полностью механизм трансфобии по отношению к людям, читающимся как цис* женщины и мужчины, мне оно не нравится тем, что оно создаёт иерархию между сексизмом и трансфобией.

Талия Беттчер[3] проводит глубокий анализ стереотипа о том, будто все трансгендерные люди являются "обманщиками" и "притворщиками". Она указывает на коммуникативную роль гендерной репрезентации, которая в циснормативном обществе выполняет функцию сообщения окружающим о строении гениталий человека. Те, кто используют эту функцию "неправильно"[4], пытаются "ввести в заблуждение" окружающих. В качестве иллюстрации используются аргументы защиты обвиняемых в убийстве транс* женщины Гвен Аруджо в США, в которых утверждалось, будто она (по мнению убийц, "он") пыталась ввести в заблуждение мужчин, чтобы вступить с ними в сексуальный контакт (по их словам, изнасилось). Другой пример, сепарированные пространства для женщин, в которые транс* женщины (по мнению трансфобок, мужчины) якобы пытаются путём обмана "проникнуть" с целью изначилования находящихся там женщинами. Во всех случаях "обман" заключается в том, что эти люди своим гендером сообщают окружающим о других гениталиях, чем есть "на самом деле". Именно поэтому, по мнению Беттчер, в большинстве случаев трансфобного насилия происходит обнажение гениталий жертвы с целью узнать "настоящий" пол. Случай трансгендерных людей, прошедших генитальные операции, отличается только тем, что их органы считаются "ненастоящими", "искусственными". Причина же, по которой пол (а он же гениталии) настолько важен для окружающих, что они готовы убить тех, кто сообщают о нём "неправильно", состоит в повседневных жёстко загендерированных практиках: мы обращаемся по-разному, мы ожидаем разной реакции от людей разного гендера, наконец, нам предписано выполнять сексуальные ритуалы (это не только секс) только с людьми определённого пола, о котором нам сообщают при помощи гендера. И в этом месте трансфобия, несомненно, находится в соприкосновении с сексизмом и гомофобией.

Далее Беттчер проводит аналогию между ролью гендерной репрезентации в сообщении генитального статуса и сексуального интереса. В последнем случае имеется ввиду роль одежды как негласного согласия на секс. По мнению авторки, это не простая аналогия, и оба типа коммуницирования служат частью системы сексуального насилия. Раскрывая распространённое обвинение трансгендерных людей в изнасиловании, авторка проводит аналогию с расистским мифом о чёрном насильнике - в обоих случаях они служат для оправдания угнетения. Таким образом, показывается, как система репрезентации генитального статуса через гендер является частью более общей системы сексистской и расистской системы насилия и угнетения.

Обозначенные выше два механизма трансфобии являются двумя предельными случаями, которым подвержены люди без пасса и обладающие им. При том, что пасс не является ни в коей мере объективной категорией, и является функцией не только индивида, но и гендерных стереотипов окружающих, освещения, окружающей обстановки и т.д.[5], разделение этих механизмов на практике редко возможно.

Наконец, необходимо отметить подверженность трансфобии людей, не идентифицирующих себя как трансгендеры. Как отмечает В.Намастэ[6], значительная часть насилия в отношении цисгендерных людей с не-гетеросексуальной ориентацией, основана на трансфобии, т.к. именно их гендерная репрезентация, отличная от традиционно феминной или маскулинной, часто становится ключом для распознания их как представительниц ЛГБТК. Впрочем, согласно моему определнию трансгендерности как перехода в гендерно-половом пространстве[7], эти люди также могут считаться трансгендерными людьми. Таким образом, несмотря на переплетённость трансфобии с гомофобией и сексизмом, она является самостоятельным предрассудком, не сводимым полностью ни к каким-либо другим.

Эта статья не претендует на полноту и не анализирует пересечения трансфобии с другими видами дискриминации (в частности, мизогинии, пересечение с которой носит специальное название транс-мизогиния[2]). Также не раскрыты вносящие вклад в трансфобию предрассудки по отношению к секс-работницам и людям с психической инвалидностью.

[1] Hill, D.B., Willoughby, B.L.B., (2005). The Development and Validation of the Genderism and Transphobia Scale. // Sex Roles. V.53. I.7/8. P.531-544.
[2] Serano, J., (2007). Whipping Girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. USA, CA, Emeryville: Seal Press. Интересующая глава "Манифест транссексуальных женщин" доступна в переводе на русский язык: http://transfeministki.livejournal.com/423.html
[3] Bettcher, T.M., (2007). Evil Deceivers and Make-Believers: On Transphobic Violence and the Politics of Illusion. // Hypatia. V.22, I.3. P.43-65.
[4] Любопытно в связи с этим отметить распространённое определение трансгендерности как "несоответствия" гендера и пола. Мне видятся параллели между этим определением и описанной здесь одной из важных причин трансфобии, которая также строится на "несоответствии". В связи с этим у меня есть дополнительные претензии к этому определению, которое, по-видимому, изобреталось циснормативно мыслящими людьми.
[5] Ситникова, Я., (2014). "Трансфеминизм о проблеме пасса". http://transfeministki.livejournal.com/15493.html
[6] Namaste, V., (2000). Invisible Lives: The Erasure of Transsexual and Transgendered People. USA, University of Chicago Press. P.135-156.
[7] Ситникова, Я., (2013). Терминология трансгендерности: непатологизирующий небинарный подход. http://www.transcoalition.info/articles ... nder-terms

http://transfeministki.livejournal.com/16253.html

_________________
У женщины всегда есть выбор: феминизм или мазохизм


20 мар 2014, 21:53
Профиль
За это сообщение автора yanasitnikova поблагодарили - 4:
estersand, Tony, Инна И., Туа
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Мы в Контакте Мы в Facebook Мы в Живом Журнале Trans* Коалиция Общественная организация Инсайт


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB