Forum GenderQueer    | 18+

ресурс для гендерквиров - андрогинов, агендеров, бигендеров

Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 20 апр 2018, 12:02



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
 Трансгендерность в традиционной культуре Украины 
Автор Сообщение
Команда ресурса
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май 2011, 12:01
Сообщения: 1877
Спасибо сказано: 974 раз
Спасибо получено: 966 раз
Сообщение Трансгендерность в традиционной культуре Украины
Изображение
Участник маскарада из буковинского села Чагор - парень "Маланка", переодетый в девушку-ангела, фото 30-х годов

Изображение
Современные участники маскарада в традиционных масках на празднике Маланки, Буковина XXI века.

Трансгендерность как часть ЛГБТ-сообщества в Украине порабощена многими стереотипами. Один из них, предложенный авторитарными общественно-политическими силами, выставляет ЛГБТ-сообщество "новой прихотью, навязанной Украине либерально-демократическим Западом".

Такая риторика, кстати, слабо замаскированной калькой советских и путинских традиций, когда к существительному "Запад" тоталитарная пропаганда почти всегда добавляла прилагательное "загнивающий".

Поэтому трансгендерность и ЛГБТК в целом рассматривают не как многосторонние феномены, а как "нездоровые прихоти", рожденные в демократической, свободной, но "развращенной" западной культуре. В советские времена выражения "зажрались буржуи, вот с жиру и бесятся" истолковано немало культурных различий.

Укорененность этого стереотипа в общественном сознании, консервированная авторитетом традиционалистского крыла научного сообщества, чрезвычайно тормозит, чтобы не сказать замораживает, культурологические исследования истории ЛГБТК в Украине. Особенно - в историческом аспекте.

Официального запрета, как таковой, конечно, не существует, - ведь Украина имеет евроинтеграционные обязательства.
Но негласное табу на подобные исследования блокирует признание извечности, даже традиционности ЛГБТ-людей на украинской территории.

Ведь если, вопреки имеющимся материальным памятником, продолжать утверждать якобы "в древности у нас этого не было", то тогда ЛГБТ-сообщество в целом и Т-люди частности - это, с точки зрения консерваторов, новейшее культурное извращение.

Автор предлагает на общедоступных источниках "взглянуть" на трансгендерность в традиционной культуре Украины. Была ли она вообще? Или отражена в древних мифах, общественных отношениях? Или такого до конца ХХ века "у нас не было"?

Погуглившы, при желании, информацию о приведенных далее в статье факты, о каждом из них можно найти множество статей, книг, интернет-дискуссий (список ссылок в статье - всего лишь ориентир).

Но в том то и дело, что для того, чтобы увидеть картину на витражи, надо посмотреть на все стекла в ней с расстояния, перспективы, а не смотреть в упор на каждое из них по отдельности.

Так, расширяя внимание и осознанность от единичных вещей к единому, пойдем в глубины прошлого. "Поехали!", - как сказал Юрий Гагарин, отправляясь в неизведанный космос.

1
античность
Трансгендерность в греческой мифологии



Историческая эпоха на украинских землях началась с появлением здесь народа, имел письменность - греков. Они основали свои колонии на украинском берегах Черного моря еще начиная с VIИ века до нашей эры. Крупнейшими греческими городами были Тир (на месте современного Белгорода-Днестровского), Ольвия (недалеко от современного Николаева), Херсонес (на территории современного Севастополя), Пантикапей (на месте современной Керчи) и десятки меньших поселений.

Греки не только активно торговали с местным населением, но и смешивались с ним. За "отцом истории" Геродотом (V в. До н. Э.), Будины, которых часть историков считает праславянами, жили на Левобережной Украине и охотно принимали к себе греков переселенцев. В их среде даже появилась слой гелонов – полубудинов-полугреков (Геродот. История: Мельпомена, 4: 108-109).
Итак, греки не просто повлияли на славянскую культуру, но и приняли участие в этногенезе праукраинцев. Об их же влияние на жителей Киевской Руси не приходится. Именно от греков пришло на древнеукраинские земли в IX-X веках уже нашей эры христианство и кириллическая письменность.
Древнегреческая политеистическая религия имела огромное количество мифов, касающихся как к трансгендерности, так и к ЛГБТК в целом. А мифы - это выражение отношения общества к различным аспектам жизни.

Так, например, древнегреческая богиня любви и красоты Афродита могла по желанию менять свой гендерный статус. Например, на Кипре была статуя богини в женской одежде, но с бородой. Изредка Афродиту также изображали женщиной с мужскими половыми органами.

Бог природных сил Дионис был бигендерность и бисексуалом. Иногда его изображали в бассари - платья нимф-менад с лисьего меха и другом женской одежде. Его отец, верховный олимпийский бог Зевс в одной из своих ипостасей (Зевс Лебрендеус) изображался с женской грудью.

Ну и кроме множества прекрасных дам, любил и женственного юношу Ганимеда, которого сделал бессмертным виночерпцем на Олимпе. Кто родился под знаком (созвездием) Водолея, поэтому будет интересно знать, что это - тот же Ганимед.
В более позднее время с женской грудью изображали и эллинистического бога тайных знаний Гермеса-Тота. В то же время мужчиной и женщиной считался также и сын богов Гермеса и Афродиты - Гермафродит. Ведь андрогинность считалась признаком возвращения к первоначальной гармонии.

Согласно древнегреческому философу Платону, перволюдьми были именно андрогины. Боги позавидовали им и разделили их на два пола, чтобы люди стали слабыми, но не соперничали с ними.

Этот образ андрогинии, как совершенного состояния божественных существ и людей, был распространен не только у греков. Например, в иконографии христианства ангелы, а в иконографии буддизма бодхисаттвы не имеют иметь ярко выраженных гендерных особенностей.

Бодхисаттва Авалокитешвара вообще может изображаться как, формально, человек, или как, формально, женщина. Влияние греческой живописи на более поздний христианский иконопись - дело само собой разумеющееся. Но при чем здесь еще и буддизм, скажете вы? А дело в том, что каноническая махаянская буддийская иконография сформировалась под влиянием именно греческого искусства, после прихода в Индию греко-македонских войск Александра Великого в IV в. до н. е.
Но греческие мифы на тему трансгендерности рассказывали не только непосредственно о богах. Есть три похожих между собой истории о девушках, которые в подростковом возрасте умоляли богов сделать их мужчинами. Во всех этих трех случаях боги, прислушавшись к молитвам, превратили их в мужчин - Ифис, Иофора и Левкиппа. "И стала юношей, девушка эта!", - как написал о Ифис в I в. н.э. римский поэт Овидий.

А еще история о прекрасном юноше Аттиса, любимца богини Кибелы-Реи, который сам себя оскопил и превратился в женщину, служанку своей божественной возлюбленной. "Вот я дева, была человеком ...", - написал от имени Аттиса в I в. до н.э. римский поэт Катул.

В общем, как свидетельствуют исторические источники, не только в мифах, но и в реальной жизни древние эллины были толерантными к различным гендерного и сексуального самовыражения.

Трансгендерные прорицатели и воины у скифов

Ну, с греками все более или менее ясно. Но чаще истоки украинской культуры все же выводят от скифов (о древней матриархальную трипольской культуре, с ее грудастыми женскими статуэтками и змеиными орнаментами, мы здесь говорить не будем, ведь она не засвидетельствована в письменных источниках). Оно и неудивительно: даже в Средневековье наши земли в Европе кое-где все еще называли Большой Скифии.

Как и древние греки, европейские скифы появляются на украинской территории в VII веке до н.э. Правда, здесь слово "появляются" не совсем и уместно. Скифы - название не чисто этническая, а этнокультурная. Были преимущественно ираноязычные царские и кочевые скифы (в Крыму и Причерноморье), а были и скифы-земледельцы (в Центральной Украине), которых ученые считают праславянами .

Скифы оставили после себя воспоминания на века из-за своей воинственность, а также благодаря своему звериному стилю в изобразительном искусстве. Воинственность скифов (которые, подобно индейцев, скальпировали своих врагов) до сих пор окружают героическим ореолом сторонники милитарно-консервативного развития Украины.

Правда, при этом как-то не обращая внимание на их другие культурные традиции. Например, описанную Геродотом любовь скифов к дыму от горящих ними конопли. А также - спокойным отношением к трансгендерам.

У скифов трансгендерные женщины выделялись в отдельную слой энареев («не-мужчин»). Греки к скифам, которые неоднократно делали на их земли разрушительные военные походы (как позже русичи на византийцев), относились с цивилизационным превосходством. Все тот же Геродот написал, что тех скифов, когда разграбили знаменитый храм Афродиты Урании в Аскалоне, богиня и поразила "женской болезнью" (Геродот. История: Клио, 1: 105).

И с тех пор у скифов некоторые мужчины от рождения чувствовали в себе женскую душу и носили женскую одежду - длинные платья с накидкой из шерсти, кожи, или волокон конопли. Вот таким было первое в мировой истории "научное" исследование феномена трансгендерности.
Однако, описывая обычаи самих скифов, Геродот указывает на высокое общественное положение энареев. Они выполняли сакральные функции, как вела. Гадали они на лозе, или на липовой коре. Сам процесс несколько напоминал китайское гадание до сих пор известное нам по знаменитой "Книге перемен" ("И цзин"). Кору, или прут, разрезали на три части и, очевидно, по комбинациям длинных и коротких палочек и происходило гадания.

Если скифские цари болели, то они обязательно вызывали к себе энареев, чтобы те установили, который супостат сглазил правителя (Геродот. История: Мельпомена, 4: 67-68).

Энареи поклонялись скифской богини любви и звездного неба Аргимпаса, из их среды происходили ее жрецы. На самом деле, во многих культурах мира трансгендеры считались людьми, наделенными высшими силами сакральными функциями. Так, западными соседями скифов были фракийцы, которые жили не только на востоке Балкан, но и на Закарпатье и Одесской области. Так вот, в честь своей богини растительности и плодородия Котис ее одетые в женскую одежду жрецы отправляли сакральные оргиастический обряды. Впоследствии, ее культ частично распространился и среди греков. Имя Котис имели несколько фракийских, а также греческих (в Крыму) царей.
А на восточной окраине индоевропейской языковой и этнокультурной общности, а именно - в Индии (по украинским мифологии - страны "блаженных рахманов"), трансгендерных людей давно называли Хиджры.

По одному из мифов, когда царевич Рама (один из земных воплощений индоарийского верховного бога Вишну-Кришны) отправился в изгнание в лес, множество людей сопровождали его. Тогда он сказал им, что "все мужчины и женщины могут покинуть меня". Те так и сделали и вернулись с опушки в свои дома в королевстве.

Когда Рама много лет вышел из леса, чтобы вернуть себе трон, оказалось, что все это время хиджры жили на опушке, преданно ожидая своего обладателя. Растроганный Рама дал им за это магическую силу благословлять и проклинать обычных мужчин и женщин и обещал им достижения мокши ("духовного освобождения").

Несмотря на то, что после нескольких недавних веков британского культурно-политического господства (с его тогда викторианской ханжеской моралью), хиджры оказались в современной Индии в качестве дискриминированной меньшинства, рядовые индусы до сих пор верят в их магические способности.

В соседних же с Индией Непале, Бутане и Тибете трансгендерных людей называли пандакамы ("без определенного пола»). Буддизм - религия больше психологическая, чем мифологическая. Так вот, известный в XII веке буддийский учитель школы Кагью Гьялва Янгенпа написал о пандаках, что поскольку их ум и энергия не так жестко привязаны к мужскому или женскому мировосприятию, то они меньше ограничены двойственным мышлением и более открыты к познания целостной реальности, как она есть. Поэтому их практика мистического тантрического буддизма может быть даже успешнее многих обычных (цисгендерних) мужчин и женщин.
От общекультурных сравнений снова вернемся к древней Украине, то бишь, Скифии.
Именно со скифами и родственными с ними сарматами связывают и греческие верования в амазонок - гендерно-неконформных женщин (а некоторые из них могли быть и трансгендерными), которые составляли отдельную замкнутую военную касту (Геродот. История: Мельпомена, 4: 110- 117). Само их название означало с древнегреческого "безгрудая".

Это могло быть определением их самоидентификации и поведения, как отличных от принятых в тогдашнем обществе для женского гендера. А могло означать и трансгендерность, ведь греки говорили, что они еще в юности выжигали себе грудь. Вроде, чтобы легче было стрелять из лука, хотя ли потому - кто знает ...

Интересно, что в 2017 году близ поселка Горницкое на Днипровщине археологи раскопали могилу скифской женщины-воина, похороненного вместе с луком и колчаном стрел.

Также греки отмечали, что амазонки поклонялись Артемиде, но скорее всего это был ее скифский аналог - месячная богиня Маспала. С мужчинами могли иметь отношения только для зачатия детей, после чего указывали им как на дверь, то куда вдаль в причерноморские степи.

В общем, в отличие от энареев, описания амазонок более мифологизированными и неконкретными. Зато более известными: амазонками до сих пор в целом называют независимых, воинственных женщин, хотя в массовом сознании и без отождествления их с трансгендерными людьми. А вот о энареев знают единицы.

2
Средневековье
Трансгендерные боги украинского язычества


Упал Рим, произошло Великое переселение народов. На исторической арене среди многих новых европейских государственных образований появилась и Киевская Русь. К Х веку - языческая. Среди древнеукраинского политеистического пантеона самыми почитаемыми богами были Перун, Велес (Волос) и богиня Макошь (Мокошь).

Так вот, интересно, что позже апологеты христианства (например, в "Слове святого Григория Богослова ..." XII в.) Применяли при описании функций древнеславянской богини Макоши древнегреческое многозначное слово μαλακός, которое означало, помимо всего прочего, женственных мужчин.

Поэтому вполне вероятно, что в I тысячелетии нашей эры она заменила собой Аргимпаса в плане покровительницы также и трансгендерных людей.
В украинских полуязыческих верованиях в день святой Мелании (13 января) во время праздничных карнавально-обрядовых действий одного парня обязательно переодевают в девушку Маланку, а одну выбранную девушку - у парня Василия.

Этот народный обычай существует по сегодняшний время. Ряд этнографов считают это отзвуком старого признания славянских богов Макоши и Велеса, так как в христианской святой эти ритуальные переодевания не имеют никакого отношения. Оставшийся благодаря варяжской "Саге о йомсвикинге", и колоритный описание матери киевского князя Владимира Великого Малуши, как прозорливой языческой прорицательницы. Возможно, жрицы именно Макоши.

Предположение о Макошь и Велеса, как покровителей в древности, кроме всего прочего, еще и трансгендерных людей, подтверждается и этнографическими данными.

Например, верованиям о гендерном оборотничестве в галицком селе Велеснев, само название которого указывает на прежнее уважение здесь именно бога Велеса.

Так вот, в Велесневе еще в XIX столетии верили, что если бы человек подошел к тому месту, откуда радуга "берет воду, она потянула бы с водой и человека, и вправду через какое-то время выпустила бы назад вторым концом, но если бы это был парень, то вышел бы девушкой, а девушка - парнем. После этого человек обращался ежемесячно то в парня, то в девушку "(Радуга // Антология украинской мифа: Том 1 / Собрал и упор. В. Войтович. - Тернополь, 2006. - 406 с.)
Этот украинский миф имел в других местностях и такие варианты: тот, кто захочет сменить пол, должен пойти во время дождя на то место, с которого радуга "пьет воду", и напиться там воды, и тогда человек становится женщиной, а женщина человеком, или "просто" пройти под радугой (Войтович В.М. "Украинская мифология", с.59).

А еще в том же XIX столетии этнограф Василий Милорадович записал на Полтавщине рассказ, согласно которой мальчик, родившийся непосредственно на праздник Маланки, может превращаться в девочку (Войтович В.М. Украинская мифология, с.14).

Похоже, в украинской народной культуре о трансгендерах таки хорошо знали, иначе откуда все эти магические представления?

Раннее христианство и трансгендерность
Прошли сутки Античности, пришло христианство, в Х веке утвердилось и на территории Киевской Руси. Именно с Средневековьем и политикой Церкви часто и связывают начало нетолерантного отношения к различным меньшинствам, в том числе и к представителям ЛГБТК. Но последнее - не совсем правильным утверждением.

В раннем средневековье (V-XI в.) И, в известной степени, даже в Высоком Средневековье (XII-XIII вв.) Церковь еще была относительно терпимой к некоторым проявлениям инакомыслия. Тогда как только в позднем средневековье (XIV-XVI вв.) Она становится выразителем крайне авторитарных настроений.

Начнем с того, что в Евангелии от Матфея (19:12) основатель христианства вспоминает о скопцов, что в I веке в еврейской среде было общим обозначением не только физически оскопленного мужчин, но и интерсекс-людей - таких, родившихся с половыми признаками, которые не могут быть определены как чисто женские или мужские: "есть скопцы, которые из чрева матерного родились так; и есть скопцы, которые оскоплены, и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит ".
Эти слова Христа содержатся в контексте его рассуждений о мужское и женское начала, и там нет осуждений скопцов. Речь идет о том, что человек "евнух", или: "покинет ... человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть" (Мф, 19: 5-6) [35].

В найденном археологами апокрифические евангелия от Фомы, которое ученые датируют (как и четыре канонических) I-II веками, Иисус также говорит, что в Царство Небесное люди войдут тогда: "когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной, а женщина не была женщиной "(Фомы, 27).

Как видим, здесь андрогинность рассматривается, опять же, как идеальное состояние человека. В Новом Завете упоминается и о крещении апостолом Филиппом евнуха ( Деяния Апостолов, 8: 27-39 ).
Однако, с развитием христианства к трансгендерам со временем стали относиться далеко не так, как в начале. Все же здесь нельзя не вспомнить, что в Средневековье (в Украине формально - до XVI в.) Существовал православный обряд адольфопоезис, с греческого "братотворення", "партнерство".
Суть адольфопоезису заключалась в объединении двух людей одного пола (чаще мужчин, которые, конечно, более свободно чувствовали себя в патриархальном Средневековье) в освящен Церковью дружеский союз. Распространен этот обряд был преимущественно у греков и славян. С Х века - в Киевской Руси.
Обряд был внешне очень схож с совершением таинства брака - и то, и другое происходило в церкви перед алтарем.
Двое мужчин (реже, женщин), которые хотели вступить в побратимский (посестринский) союз, ставились перед аналоем, на котором лежали крест и Евангелие.

В руки им давали свечи, священник соединял их ладони. После священник водил их вокруг аналоя с пением церковных песен, причащал. Мужчины, желающие стать братьями, обменивались поцелуями, целовали священника и шли на трапезу (агапу).

У славян считалось, что церковный чин адольфопоезису имел такое же значение, как и таинство брака. В частности, лица, вступившие в братство при посредничестве Церкви, считались настолько родственными, что это могло быть препятствием к браку между их родственниками.

Партнер в адольфопоезисе имел право на наследование имущества своего собрата в случае его смерти. Скорее всего, такое распространение христианского чина адольфопоезиса у славян объясняется их еще дохристианским традициям.

Побратимство было еще у скифов. В них оно тоже закреплялось специальным ритуалом. Для этого в чашу наливалось вино и смешивалось с кровью собратьев, которое затем выпивалось ними после принесения определенных клятв (Геродот. История: Мельпомена, 4:70).
Безусловно, адольфопоезис официально считался духовным единением. Но бесспорно и то, что как геи и лесбиянки, так и трансгендеры с сексуальной ориентацией лиц одного с ними биологического пола, использовали адольфопоезис как возможность узаконить свои романтические отношения.

На долгое время смотрели спокойно, по принципу "не спрашивай - не говори". Но усиление авторитарных тенденций в церковной политике привело в конце концов, к запрету адольфопоезиса как "неправильного" акта.

В Украине окончательно чин побратимства (посестринства), освященного церковью, был отменен при митрополите Петре Могиле в ХVI веке.

Основоположниками в христианстве адольфопоезиса считались святые воины-побратимы Сергий и Вакх, казнены во времена Римской империи языческим императором Максимианом (правил в 285-305 годах).
Вот что интересно: после отказа Сергия и Вакха отречься от веры Христовой, их, перед пытками и казнью, одели в женскую одежду.

Было это просто способом социального унижения воинов, в соответствии с тогдашними армейскими нормами, или еще и намеком на их самоидентификацию? Нам не хватает исторических данных, чтобы точно ответить на этот вопрос. Но ... Нравятся они тебе или нет, и от мыслей не убежишь, не так ли?
Трансгендеры и скоморохи

В позднем средневековье Европа переживает мировоззренческий кризис. С одной стороны, в обществах европейских народов назревают стремление возродить демократические и гуманистические идеалы античности, но на новом, более высоком уровне. С другой - происходит усиление стремлений правителей к абсолютизму, авторитарного правления. В Церкви - к консервации догм, противодействия вольнодумству.

К сожалению, гуманизма надо было прокладывать длинный путь. А пока Европе прокатились религиозные войны, погромы евреев, психоз ведьмовских процессов, сожжение ряда не только книг, но и кое ученых, их писали. Задели эти процессы и Украины. Пусть и не в таких масштабах, как в Западной Европе, но, например, "ведьм" казнили и у нас. В общем, около 20 000 украинских женщин получили разной степени наказаний по обвинению в колдовстве.
Женщинам указывали на подчиненную роль мужчинам, причем, с очень понятной ясностью.

Миф о сотворении Евы из ребра Адама трактовался уже не в недвоичном ключе - был андрогинный Первоадам, которого Бог разделил на два, а однозначно в иерархическом - первым Бог создал мужчину, а потом уже с его небольшой части тела (ребра) женщину.

В таких условиях преследования различных меньшинств и восхваления идеала монолитного, богобоязненного, послушного (перед Папой, епископом, королем, царем, господином и т. д.) Большинство "простого" посполитого населения, представители ЛГБТК, конечно, попадают под преследования.
В Украине, например, среди запорожских казаков на Сечи был введен закон против однополой любви. Казаков, которые любили друг друга не только духовно, но и физически, приковывали к позорному столбу и били палками - иногда до смерти.

Правда, само существование такого закона, приведенного известным историком Дмитрием Яворницким, указывает, что среди казаков таки были и геи. Иначе зачем ввели такой закон?

Для справедливости надо сказать, что непосредственно на территории дислокации Сечи, которая воспринималась Украинской как мужской православно-военный рыцарский орден (общество), казакам запрещались любые половые отношения.
За приведение в Сечь женщины и сексуальную связь с ней казака наказывали точно так же, как и за "содомский грех": приковывали к позорному столбу и били палками, иногда - с летальным исходом.
Трансгендеры, конечно, тоже вынуждены были или учиться вести двойную жизнь, как будто "агенты под прикрытием", или рисковать своей жизнью, стремясь открыто заявить о своей самоидентификации. Одной из немногих легальных возможностей быть собой, которая осталась у трансгендеров в позднем средневековье, это было податься в бродячие лицедеи-скоморохи, "веселые люди". Им общество позволяло переодевания в одежду другого пола, любое гендерное поведение.

Впервые скоморохи упомянутые в летописях Киевской Руси в XI веке. Тогда они могли быть не только народными, но и придворными артистами. Однако уже через несколько веков они стали считаться маргиналами. Так, в XIII в. митрополит Киевский и всея Руси грек Кирилл ИИИ назвал подобное лицедейство "чертовыми игрищами".

Попутно вспомним, в контексте уже упомянутых трансгендерных украинских мифов о радуге, которую в украинском языке также называют «веселкой». Поэтому может "веселые люди", это же еще и "радужные"?
В XV-XVI веках скоморохов церковная, а иногда и светская власть стала активнее подвергать преследованиям, а поймав - различным экзекуциям. Появляются штампованные выражения, типа: "Бог дал попа, черт скомороха". В ответ "веселые люди" для своего самозащиты начали объединяться в крупные отряды. Но в середине XVI и века русский архиепископ Никон добился царских указов об официально полный запрет их выступлений, в том числе и наиболее раздражающих Церковь травестийних представлений. После чего на скоморохов в Московии начались облавы. Ну и по мере утверждения российской власти в Украине, распространялись и в нашей стране законы о запрете выступлений "веселых людей".

В конце концов, память об этих народных артистов, среди которых были и трансгендерные люди, осталась в топонимах сел с названием Скоморохи - на Львовщине, Тернопольщине (два таких одноименных села), Ивано-Франковской, Житомирской, Винницкой и Черкасской.
Конечно, и после потери этого или не последнего полулегального способа открытого социального существования трансгендеры в Украине никуда не делись. Просто впереди были века их бесправного и еще более незаметного для большинства существования.
Хотя, забегая вперед, отмечу, что в крупных городах Российской империи амплуа травести актеров, в среде которых были и трансгендеры, полулегально возродилось в XVIII веке. В конце концов, на Правобережной Украине и в Сибири до этого же века просуществовали и последние отряды скоморохов.

Кстати, в народе их считали не только артистами, но и знахарями. Возможно, это был последний отголосок древней сакрализации трансгендерных людей.

3
новое время
Монашество и трансгендерность


Прошло Средневековья, наступил Новое время (XVI - начало ХХ в.). С одной стороны, несмотря на сопротивление консервативных постсредневековых сил, это было время развития науки, веры в разум и внедрение в общественно-политические отношения демократических идей о природных (врожденные) права каждого человека на самовыражение. Однако для Украины это был поглощении ее Российской империей, с ее самодержавием и крепостным строем.

Конституция гетмана Пилипа Орлика (1710), зря, что была принята раньше Конституцию США (1787), стала чисто декларативным актом. По сути, этот нереализованный украинский Основной Закон стал пиком в развитии казачьих вольностей и одновременно их концом. Хотя сама Сечь и просуществовала еще до 1775 года, когда ее уничтожила российская императрица Екатерина II. После чего для людей из сообщества ЛГБТК в нашей стране окончательно наступили века андеграунда.

Единственное, что давало некоторым из них какие-то возможности на более или менее легальное выражение себя, то это принадлежность к шляхте (дворянства). Поэтому дальше я больше рассказываю об отдельных, самых известных трансгендерных личностях, а не о трансгендерах в целом.

Однако, одна своеобразная полулегальная возможность для некоторых трансгендерных людей реализовать себя в обществе без прямого осуждения еще оставалась и в Новое время. Речь идет о людях женской биологического пола, которые шли не в монахини, а ... в монахи. В ряде случаев Церковь закрывала на это глаза. И не только закрывала - есть несколько таких православных святых!
В частности, Досифей / я Киевский / а, в миру Дарья Тяпкина (1721-1776). Происходила она из дворянского рода. Но когда ее в 16 лет должны были выдать замуж, сбежала из дома, выдавая себя за юношу Досифея.

Будучи религиозным человеком, пошел / а в монастырь. Конечно, это была еще и возможность скрыться от поисков семьи. Недолгое время находился / а послушником в подмосковной Троице-Сергиевской лавре, но так и не принял / а постриг, боясь раскрытия своей личности.

В конце концов, отправился / а в Киев, где в пригородной Китаевой пустыни поселился / лась в пещере, как аскет-отшельник. Досифей / я своей праведностью быстро приобрел / а большого уважения в народе. В 1744 году к "старца Досифея" приезжала сама императрица Елизавета (к слову, не единственная из российских монархов, с либеральным отношением к казацким свобод), по протекции которого Досифей / я стал / а монахом Киево-Печерской лавры.

В 1776 году, незадолго до смерти, Досифей / я благословил / а на принятие пострига Прохора Мошнина - будущего великого святого Серафима Саровского. В 1993 году Украинская Православная Церковь канонизировала Досифея / ю.
У русских тоже есть подобная праздника: Ксения Петербургская, она же - юродивый Андрей. Поскольку после смерти в 1750-х годах своего мужа Андрея 26-летняя Ксения заявила, что: "Андрей Федорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла" и до самой смерти считала себя Андреем.

При этом, будучи дворянкой, раздала все свое имущество и стала вести жизнь благочестивого аскета без формального принятия пострига. В конце концов, с юродивым Андреем привыкли и петербуржцы, которые стали его / ее уважать как прозорливого / у праведника / эту. В 1988 Русская Православная Церковь канонизировала Ксению (Андрея).
Конечно, жития святых нам более или менее известны. Но были подобные случаи трансгендерных монахов, которые не имели всенародного признания, и поэтому биографии которых нам почти совсем неизвестными.
Следует подчеркнуть, что несмотря на популярность этих святых, их благочестие, Ксению канонизирован лишь при горбачевской перестройки, с ее гласностью, а Досифею - при независимой Украине.

Обращу ваше внимание и на то, что обе они были по происхождению дворянки. В связи с чем мне вспоминается монолог одного киношного антигероя о том, что так называемая "среднестатистическая", шаблонно мыслящий человек за одни и те же поступки представителя низов считать сумасшедшим, а представителя общественных верхов - эксцентричным.
Эволюция гендерной политики Церкви
Конечно, современная православная Церковь категорически отрицает трансгендерность таких святых. Обосновывается, что у них «просто» был особый духовный подвиг. Бегство от светской жизни, юродство (безумие) "ради Христа", с целью выхода за пределы норм общества "мира сего", которое живет в грехе.

Но вот что интересно: мы не найдем ни одного гендерно зеркального случае. То есть, например, чтобы Трансгендерный человек пошел в женский монастырь монашкой, чтобы избежать женитьбы, или, скажем, чтобы не идти служить в армию для участия в захватнической, а значит греховной войне и тому подобное.

Не было и мужчин по биологическим полом, которые юродствовали, говоря о себе, как о женщине. И еще такое: при пострижении монашка могла получить мужское имя в принципе, то есть, даже если она была послушницей в монастыре и не заявляла, что она - мужчина. Формальная аргументация: "монашество ангельский чин, а ангелы пола не имеют". Но монах то при пострижении мог получить исключительно мужское имя.
Задумаемся, почему? Да потому, что в Высоком Средневековье в Церкви окончательно возобладала идеология патриархального шовинизма. Женщина, как я отмечала выше, стала восприниматься производной от мужа. Да еще и первогрешницею, которая соблазнила в Раю мужа запретным плодом с древа познания добра и зла.
Исторические свидетельства о том, что в раннем Средневековье женщин высвечивали не только в дияконессы, но и в священники (пресвитериды), и праздника Бригитта в VI веке даже была епископессою Ирландии, были сознательно забыты. Ну а сейчас просто всячески отрицаются ортодоксальным богословием, или считаются раннесредневековыми извращениями Церкви с истинного пути.

Потому-то если женщина хотела присоединиться к "высшей" существа - мужчины, но не в плане уравнивания в правах на церковную власть, а в контексте всего лишь религиозного аскетизма, то это иногда воспринимали снисходительно. Но наоборот, с человека в женщину - это патриархальное общество могло воспринять лишь как стремление из высшего сословия перейти в низший, более греховный. Какой же здесь может быть духовный подвиг? Грехопадение и только. В конце концов, после ХVIII века случаев общественной терпимости к женщинам, которые хотели бы реализовывать себя как духовных мужчин-аскетов, кажется, уже не было.
В плане, опять же, общеиндоевропейского культурного сравнения мне хочется здесь вспомнить о судьбе всемирно известной французской национальной героини Жанны д'Арк.

Когда в 1431 году англичане при поддержке Церкви сожгли Жанну на костре, ее официально осудили не только за "ересь", "ведьмовство", но и за ношение мужской одежды. По сути, согласно культурных мерок европейского Средневековья, за гендерное неконформность.

Что тут скажешь, брюки, моду на которые скифские мужчины принесли когда-то в Европу, в Средневековье были табу для женщин. Это, не говоря уже о рыцарских латах, в которых воевала Жанна. Но прошло почти 500 лет, и европейские женщины добились права ходить в мужской одежде. Сначала - в среде аристократии, интеллигенции, богемы, затем - прогрессивного мещанства, а со временем и во всех слоях общества в целом.

Ну а обвинения в ереси, под давлением французов, победивших англичан и отстояли свою независимость, Церковь с Жанны д'Арк сняла (посмертно) еще в 1456 году. И, наконец, в 1920 году Жанна д'Арк была канонизирована как католическая святая.

Вот вам и условность так называемых "вечных" религиозных ценностей, вроде независимых от политики и культурной среды конкретного общества, в конкретную историческую эпоху.

Трансгендерность и армия

Принадлежность к аристократии позволяла трансгендерным людям и в XIX столетии иногда добиваться от общества права быть собой.

Самый известный случай на украинской территории - жизнь а-ля Жанны д'Арк Нового времени Надежды Дуровой, она же - Александр Александров.

Родилась 1783 в Киеве, в семье отставного гусарского офицера Андрея Дурова, с благородно-казацкого рода Туровских и Марфы Дуровой (Александрович), дочери полтавского помещика. В возрасте 18 лет Надежду выдали, против его воли, замуж за некоего Василия Чернова. Родила сына Ивана и, оставив мужа, вернулась с ребенком к родителям.

В 1806 году в день своих именин отправилась купаться, прихватив старый казацкую одежду. Переодевшись в мужское платье, оставила на берегу свое платье. Родители решили, что она утонула. А она / он в мужской одежде, назвавшись "помещичьим сыном Александром Дуровым", присоединился / лась к донского казачьего полка, направлялся на войну с французами. Был / а принятый / а товарищем (рядовым из дворян) конного Польского полка под именем Александр Соколов.
Затем - участие в боях против французов в Европе, первая награда за храбрость. В 1807 году все же написал / а письмо своей семье. Отец потребовал его / ее возвращения. После вскрытия Александра (Надежда) под конвоем направили в Петербург, где "кавалерист-девицу" захотел посмотреть император. И - чудо. Харизматичный / а Александр (Надежда) убедил / а императора Александра I не выдавать его / ее отцу.

По приказу императора, признал "кавалерист-девицу" новой амазонкой, теперь уже подпоручика Александра (Надежда) Александрова перевели в Мариупольский полк, дислоцировался на Волыни и в Тернопольском округе [61]. Время временно служил / а адъютантом генерала и Киевского военного губернатора Михаила Милорадовича. Потом - война 1812 года против Наполеона, Бородинская битва, ранения, служба адъютантом у самого фельдмаршала Михаила Кутузова. В 1816 году в чине штаб-ротмистра Александр (Надежда) вышел / а в отставку.
Оставил / а воспоминания "Записки кавалерист-девицы" (1836), высоко оценил Александр Пушкин. В них, в частности, Александр (Надежда) так описал / а свою самоидентификацию: "Два чувства, столь противоположные - любовь к отцу и отвращение к своему полу, - волновали мою юную душу с одинаковой силой, и я с твердостью и постоянством, мало свойственными моем веку, занялась обдумыванием плана выйти из сферы, назначенной природой и обычаями женского пола ".

А когда сын прислал ему / ей письмо, спрашивая благословения на брак, с обращения "матушка", Александр (Надежда) не читая, бросил / а письмо в огонь. И только после того, как сын прислал письмо с просьбой уже к Александру Андреевичу, он / она написал / а "благословляю".

Судя по этому, Александр был не просто гендерно-неконформным человеком, а скорее всего, трансгендером. В советские времена, конечно, его изображали только отважной женщиной. В этом же ключе выдающийся режиссер Эльдар Рязанов снял милый, но исторически ложный художественный фильм о Надежде Дуровой "Гусарская баллада" (1962).

Умер Александр Александров (Надежда Дурова) в 1866 году в Елабуге Вятской губернии (ныне - Татарстан). Завещал / а отпевать себя, как "раба Божьего Александра", но священник нарушать церковные правила не стал. При захоронении ему / ей были отданы воинские почести.
Кроме уроженки Киева в Российской империи еще ранее была известна подобной судьбой уроженка расположенной на берегу Дона станицы Нагавской Татьяна Маркина. Она тоже имитировала свое утопления (в 1785), а затем отправилась в армии, в составе которой долгое время воевала / у, как казак Курточкин. В том числе (уже как офицер) в 1792 году и на Западной Украине, в рядах Российской Императорской армии против Войска Польского.

Но в этот же год она / он была / л раскрыта / т. Получила / л аудиенцию у императрицы Екатерины II в, которая запретила ей / ему в дальнейшем служить в армии и называться мужским именем. Вернулась / вся на родной Дон. В 1793 году принимала / в участие в восстании казаков своей станицы против принудительного переселения их на Кубань, инициированного все той же Екатериной II в. Дочери отстояли свое право жить на своей земле. Умерла Маркина (Курточкин) в родной станице. Хоронили ее / его в мужском военном мундире.

4
Новейшее время (до середины ХХ в.)
Трансгендеры в СССР


Вслед за Новым временем в начале ХХ века пришло Новейшее. В Украине - не с победой демократии, как на Западе, а с тоталитарными режимами: российским коммунистическим (в 1920-1941, 1944-1991 годах) и немецким национал-социалистическим (в 1941-1944 годах). "Нормальный", совковой выдержки гражданин скажет: ну наконец, хоть тогда с трансгендерами в Украине покончили!

Искоренили их, по крайней мере, до конца 1980-х годов, когда Михаил Горбачев затеял свою провальную перестройку. Ликвидировали почти полностью, как культурную заразу, за небольшими исключениями маргиналов.
Начало советского искоренения трансгендеров было положено еще в последний год революции. Тогда огласку получило дело ареста 15 января 1921 в Петрограде советской милицией "95 человек, переодетых частично в женское" в доме №6 на Симеонивской улице.

Это была нелегальная вечеринка питерских трансвеститов. Можно почти с уверенностью сказать, что там должны были быть и украинцы: недавняя столица (до 1918 года) все же, где жили представители едва ли не всех народов бывшей Российской империи.

Были открыты уголовные дела, шума наделало то, что среди арестованных были и военные (а вдруг контрреволюция ?!).

Арестованы были только участники той злосчастной вечеринки, а всего, по донесениям агента под прикрытием Афанасия Шаура, питерское среду трансвеститов насчитывало более 2 тысяч человек.
Правда, милиция не очень-то умела их "классово" отличать от других представителей ЛГБТК сообщества, поэтому эта цифра приблизительна и может объективно корректироваться как в меньшую, так и в большую сторону.

Арестованным относительно повезло. Тем не менее, то еще были НЕ сталинские, а чуть мягче ленинские времена.

В 1922 году обвиняемых в большинстве признали психически больными (диагноз дал не кто-нибудь, а сам академик Владимир Бехтерев), но без необходимости в стационарном лечении.

Однако, уже при Сталине о них вспомнили и в 1933 году многие из фигурантов этого дела были арестованы как "иностранных агентов", которые пагубно влияют на мораль.

А всего тогда в Ленинграде арестовали 175 таких "не столь", большинству из которых присудили, для начала, по 10 лет исправительно-трудовых лагерей.
Но опять же, скажет скептик, может кто-то там с Украинской и был, а может и нет, и речь идет о Советской России, а не Советскую Украину. Автор, действительно, не имеет данных о таких же масштабные дела, скажем, в Киеве или Харькове.

На мое предположение, что просто прятались такие люди в Украине (кого при Сталине не посадили, не убили во время Голодомора в числе других), и все равно они были, по статистической логике, во всех слоях общества, то мне можно возразить, что неизвестные факты не являются фактами вообще.
Ну там еще было "ЧП" в 1972 году, когда советский хирург Виктор Калнберз провел первую в СССР операцию по коррекции половых органов. Но во-первых, его за это наказали.

Правда, все-таки не посадили, но дали строгий выговор "за проведение операции, калечит и не соответствует строя и идеологии государства". Один из членов комиссии, разбирала поступок хирурга, аргументацию Калнберза, что, мол, пациент "был на грани самоубийства" из-за несоответствия биологического пола и гендерного самосознания, ответил сильным контраргументом: "Что за глупости! Пусть бы убивала себя!". Ну и во-вторых - дело это было не в Советской Украине, а в Советской Латвии.

Вильгельм Габсбург: архикнязь и почти король / ева Украине

Дальше - фактологический рассказ о человеке (трансгендере, конечно), который был среди создателей не чего-нибудь, а Украинской революции 1917-1921 годов, а также участником украинского движения сопротивления ОУН-УПА в 1940-х годах.
Ведь в стране провозглашено пять лет (2017-2021) признания 100-летию революционного пробуждения украинского народа, начала его борьбы за свое государство в Новейшее время.
Итак, поддержим инициативу.
Новейшая история, что бы там ни писали в советских учебниках, таки началась не в 1917-м, после захвата большевиками власти в Петрограде, а в 1914-м году, когда Первая мировая война.

Украинцы, как народ безгосударственный, были призваны воевать в армии тех стран, которые господствовали над нашими землями. Большинство - в армию Российской империи. Галичане - до австро-венгерских войск.
Вот только Австро-Венгрия, в отличие от России, позволила сформировать украинский национальный военное подразделение - легион Украинских Сечевых Стрельцов. Почему? Конечно, не в последнюю очередь потому, что австрийские власти никогда не запрещала украинского языка, позволяла существования западноукраинских политических организаций.
Но был у галичан и особый покровитель: молодой эрцгерцог (архикнязь) Вильгельм Франц фон Габсбург-Лотринген, троюродный племянник императора Австрии и короля Венгрии Франца Иосифа I.

Родился Вильгельм 10 февраля 1885 близ города Пула (ныне - Хорватия). Габсбурги были австрийской правящей династией, но в их жилах текла разная кровь. Одним из титулов императора Австро-Венгрии был и "король Галиции и Лодомерии", то есть украинских Галичины и Волыни.

Каким образом в Вильгельме проснулась именно украинская кровь - трудно сказать. И только с юности он мечтал украинской культурой, историей, землей. Выучил украинский язык и писал им стихи, в частности, известна его поэзия "Весело, гей!". А с началом Первой мировой войны сделал все от него зависящее, чтобы император позволил создать добровольческий легион УСС.

В 1914-1917 годах Сечевые Стрельцы воевали против Российской Императорской Армии в Западной Украине. Их победа не только в войне. В УСС шли добровольцы, преимущественно, цвет украинской интеллигенции. И куда бы ни приходили Сечевые Стрельцы, прежде всего они открывали украинские народные школы, объединяли культурная жизнь. Воевал на фронте и Вильгельм.

Красивый, элегантный, с изящными аристократическими чертами. И под военной форме - в вышитой рубашке. За последнее украинские солдаты, впрочем, и "окрестили" его Василием Вышиваным. Так он и называл себя в дальнейшем, рядом с именем, данным ему при рождении.
22 января 1918 Украинская Народная Республика провозгласила в Киеве полную независимость от России. Василий использовал весь свой дипломатический талант, чтобы Германия и Австро-Венгрия признали Украину и поддержали ее в борьбе против Советской России. Тогда же он лично возглавил Сечевых Стрельцов, которым дошел до Хортицы в Запорожье.

На данный момент популярность Василия Вышиваного среди солдат и даже украинских социалистов была очень высокой. В Запорожье, этой колыбели украинского казачества, в мае 1918 года ряд украинских политиков и военных во главе с полковником Петром Болбочаном инициировали провозглашение его королем, или же гетманом Украины. Но Василий отказался, сказав, что такое возможно только по воле всего народа.

В 1919 году в звании полковника был назначен председателем отдела зарубежных связей Главного Управления Генерального Штаба УНР.

Но после того, как Главный Атаман УНР Симон Петлюра расстрелял, по до сих пор неподтвержденным обвинениям в подготовке переворота, Петра Болбочана, а затем с военно-политический союз с Польшей "отдал" той Западную Украину, Василий Вышиваный эмигрирует в Вену. Там помогает украинским беженцам. Создает Украинский вольное казачество, выдает невероятно пронзительную украиноязычную сборник своих стихов "Проходят дни" (1921). После окончательного же поражения Украинской революции эмигрирует в Западную Европу.

Василий Вышиваный: от веселого Парижа до застенков Киева

Во Франции ведет аристократический, хотя и далеко не богатый образ жизни. Поддерживает как украинскую политическую диаспору, так и попытки Габсбургов вернуться к власти в Австрии, которая теперь стала республикой.

Но вот беда - за Василием тянутся истории о его бисексуальности. Его романы с женщинами были хорошо всем известны. С мужчинами - тоже. Особенно относительно его отношений с личным секретарем Эдуардом Ларищенком. Это несло в себе определенные опасности даже для аристократа. Во второй половине 1920-х годах в Европе набирает силу фашизм, нацизм и коммунизм. Либеральная демократия стремительно теряет влияние, поэтому на бисексуальность становятся меньше смотреть сквозь пальцы.

Однако, Василий был не только бисексуалом, но и бигендерном. То есть, в разных случаях, жизненных ситуациях мог идентифицировать себя или мужчиной, или женщиной.

А, возможно, в глубине души он, если бы мог, хотел бы полностью изменить свой гендер? Кто знает, что у человека на душе, когда она вынуждена тщательно скрывать свою самоидентификацию.
А вот что точно известно, так это то, что в закрытых клубах Василий Вышиваный ходил в женской одежде. Известно это стало благодаря полицейским, когда те делали облавы на подобные места. Конечно, аристократ из королевского рода избегал арестов, заминав скандалы. Но шила в мешке не утаишь. В конце концов, в первой половине 1930-х годов о тайной жизни Вильгельма из рода не кого-нибудь, а самих Габсбургов, написала парижская пресса.
В 1934 году Василия втянула в скандал его, на этот раз, уже любовница и профессиональная авантюристка Полетт Куйб, выдававшая себя за аристократку, происходя самом деле по уголовным низов.

Скандал, который произошел не без спланированной провокации со стороны агентуры сталинского НКВД, окончательно подорвал репутацию Василия. Из Франции в 1935 году он был вынужден вернуться в Австрию. Его императорское родня отреклась его, и в 1936 году даже заставила Вышиваного (единственного, из всех Габсбургов!) Отречься членства в рыцарском Ордене Золотого Руна.

Хотя для Василия, казалось, самой огорчением было то, что он не смог забрать с собой из Франции своего кота: "тот кот, - писал он, - был мне милее за все человечество". Можно было подумать, что теперь архикнязь остается только тихо жить на небольшие деньги, которые у него еще остались после всех скандалов. Но он был слишком яркой личностью, как для ожидания спокойной старости.
В 1938 году Гитлер оккупировал Австрию, после чего у Василия Вышиваного развеялись существующие к тому иллюзии относительно фюрера как возможного спасителя Восточной Европы и Украины от Сталина.

Нацистская пресса стала клеймить архикнязя как декадентского парижского подонка. Он постоянно находился под наблюдением гестапо. И принадлежность к австрийского аристократического рода и австрийское гражданство позволили ему избежать ареста.

Ведь с 1938 года граждане Австрии автоматически становились гражданами Германии, поскольку их по идеологическим соображениям нацисты официально "перевели" в немцы.
В годы Второй мировой войны, проживая в Вене, стал помогать разведке Организации Украинских Националистов. Еще бы: он дружил с бывшим полковником Сечевых Стрельцов и первым Председателем Провода ОУН Евгением Коновальцем до самой смерти того в 1938 году. После того, помогал ОУН налаживать связи с французским движением сопротивления и английской разведкой. Перед английском конституционной монархией архикнязь вообще имел особый пиетет. И после войны продолжал свою деятельность, помогая ОУН-УПА налаживать связи с Западными странами.
26 августа 1947 Василия Вышиваного похитила в Вене советская секретная служба СМЕРШ и доставила в Лукьяновской тюрьме в Киеве.

Ему инкриминировали шпионскую деятельность с Западными державами, союзниками СССР по антигитлеровской коалиции, и обвиняли в связях с ОУН. В тюрьме у него обострился туберкулез. Ему не успели дать обещанные 25 лет сибирских лагерей. 18 августа 1948 в тюремной больнице Киева Василий Вышиваный умер. Место его захоронения неизвестно.

5
Постскриптум


Как видим, и в ХХ веке трансгендеры никуда не делись. Один из них был тем, кто послужил делу возрождения украинского национал-освободительной борьбы.

Обидно только, что в отличие от многих других деятелей Украинской революции, или участников движения сопротивления ОУН-УПА, Василия Вышиваного долгое время не вспоминали. И не только на страницах советских учебников, но и уже в независимой Украине.

Что поделаешь, совковый менталитет не позволяет видеть в украинских выдающихся фигурах живых людей. До сих пор мало где прочитаешь память, что, например, Главный Атаман УНР Симон Петлюра был масоном, а в 1919 году стал Великим Мастером (Головой) Великой Ложи Украины. Что председатель Директории УНР Владимир Винниченко был не только ярым вегетарианцем (как кришнаит), а сыроедом, основателем построенной на этом философии конкордизма.

А что уж говорить о Василии Вышиваном - бисексуале, бигендере и без пяти минут короле (королеве ?!) Украины ... Нет, нет и еще раз нет - в учебниках по "правильной" истории такого писать нельзя!
В свете всех вышеприведенных фактов хочется дать ответ на вопросы, поставленные в начале статьи. Трансгендерность была на украинской территории всегда, по той простой причине, что трансгендерные люди существовали во все времена, во всех обществах, с самого начала.

Когда современные авторитарно-консервативные общественно-политические силы призывают к ограничению прав людей с ЛГБТК сообщества, потому что это "не соответствует традиционной украинской культуре", они либо лукавят, либо просто не знают истории. Их консервативность - это традиционность времен Средневековья, а то и хуже - время тоталитарных идеологий ХХ века. Но отнюдь не "исконных традиций украинского народа".

Почему это важно? Потому наступление на свободы человека всегда начинается с наступления на наименее защищенные меньшинства.

Удастся лишить свободы сексуальные и гендерные меньшинства, дальше будут загнаны в гетто национальные, религиозные и социальные меньшинства. Потом - лишены прав разные "общественно бесполезные" художники, ученые, ну и конечно же женщины ("дети, кухня, церковь» - и достаточно им!). Потом среднестатистический представитель "правильной" большинства вдруг обнаружит, что свобод лишен и он.
Пожалуй, только когда большинство украинский перестанет видеть все только в двух черно-белых цветах, а начнет воспринимать мир в многообразной цветовой палитре, у нас начнутся реальные изменения к построению гармоничного, ответственного, терпимого, а значит, по-настоящему зрелого и сильного общества. Ибо сознание таки тоже определяет бытие, а не только наоборот.

Quo vadis? Куда идешь? Этот вопрос надо уметь задавать себе вовремя ...

Источник на украинском, больше иллюстраций, ссылки
вменяемый гугл-перевод источника


19 янв 2018, 18:30
Профиль
За это сообщение автора Yanus поблагодарили:
Инна И.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 фев 2014, 15:23
Сообщения: 112
Откуда: Пермь
Спасибо сказано: 24 раз
Спасибо получено: 49 раз
Сообщение Re: Трансгендерность в традиционной культуре Украины
"Удастся лишить свободы сексуальные и гендерные меньшинства, дальше будут загнаны в гетто национальные, религиозные и социальные меньшинства. Потом - лишены прав разные "общественно бесполезные" художники, ученые, ну и конечно же женщины ("дети, кухня, церковь» - и достаточно им!). Потом среднестатистический представитель "правильной" большинства вдруг обнаружит, что свобод лишен и он.
Пожалуй, только когда большинство украинский перестанет видеть все только в двух черно-белых цветах, а начнет воспринимать мир в многообразной цветовой палитре, у нас начнутся реальные изменения к построению гармоничного, ответственного, терпимого, а значит, по-настоящему зрелого и сильного общества. Ибо сознание таки тоже определяет бытие, а не только наоборот. "

Ну возможно.. хотя раньше для закрепощения общества обходились без угнетения "меньшинств"... загоняли в долги и отрабатывать заставляли.. как и сейчас в общем то... :gore:


20 янв 2018, 17:48
Профиль
Site Admin
Аватара пользователя

Неведома зверушка


Зарегистрирован: 17 май 2011, 21:18
Сообщения: 3185
Откуда: Киев
Спасибо сказано: 1264 раз
Спасибо получено: 1283 раз
Сообщение Re: Трансгендерность в традиционной культуре Украины
Лиза Т писал(а):
хотя раньше для закрепощения общества обходились без угнетения "меньшинств"

Раньше и меньшинства не имели возможности объединяться в какие-то группы, кроме разве что национальных и религиозных, каковых часто не просто угнетали, а и уничтожали физически. Ну а прочих в индивидуальном порядке, хотя бы просто за то что "странный какой-то".

_________________
Goodbye to the past, hello to the future,
As the struggle continues, there's no fate...


20 янв 2018, 21:03
Профиль
За это сообщение автора Инна И. поблагодарили:
Yanus
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Мы в Контакте Мы в Facebook Мы в Живом Журнале Trans* Коалиция Общественная организация Инсайт


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB