Forum GenderQueer    | 18+

ресурс для гендерквиров - андрогинов, агендеров, бигендеров

Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 24 сен 2018, 18:29



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
 Зинаида Гиппиус, духовный андрогин 
Автор Сообщение
Основательница ресурса
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 00:38
Сообщения: 2806
Спасибо сказано: 599 раз
Спасибо получено: 694 раз
Сообщение Зинаида Гиппиус, духовный андрогин
Зинаида Гиппиус, духовный андрогин

Автор: Владимир Кирсанов, 2005 г.

Современники, попавшие под острый язык критика Антона Крайнего, недолюбливали и его физическое воплощение - "очень тонкую и стройную... узкобедрую, без намека на грудь" Зинаиду Гиппиус (1869 -1945). В откровенных мемуарах, перечисляя многочисленные грехи Гиппиус, разделенные на двоих с ее мужем - романистом и философом Дмитрием Мережковским, - иные собратья по эмиграции намекали на то, что Зинаида Николаевна была гермафродитом.

Изображение
Портрет Зинаиды Гиппиус. 1906. Худ. Лев Бакст

Но, если присмотреться и к сохранившимся фотографиям Гиппиус, и к описаниям современников, то оказывается, что внешне поэтесса была совершенно лишена сексуального начала и даже подчеркнуто скрывала любые однонаправленные проявления сексуальности. "В моих мыслях, моих желаниях, в моем духе - я больше мужчина, в моем теле - я больше женщина. Но они так слиты, что я ничего не знаю". Поэтому ее столь же трудно назвать лесбиянкой, как и отнести к гетеросексуалам. Справедливы замечания об особой вечной (ну, лет до сорока...) молодости Гиппиус, которая походила то на неоформившуюся девицу, то на подростка.

Именно эта асексуальность, а правильнее сказать, все-таки андрогинность - способность совмещать в себе признаки двух полов, задерживала на Гиппиус взгляды современников.

Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года в семье государственного служащего Николая Романовича Гиппиуса, немца, чей род обосновался в России еще в ХYI веке. В детстве ей довелось побывать в разных городах России, где приходилось служить отцу. Когда подошло время, девочку отдали в Киевский институт благородных девиц, но она так тосковала, что почти целый год провела в институтском лазарете. Образование пришлось продолжить дома... с гувернантками и учителями в городе Нежине Черниговской губернии.

В 1881 году отец Зинаиды умирает от болезни легких, и семья переезжает в Москву. Но в Москве прожили недолго, так как у Зиночки обнаружили туберкулез, и матушка немедленно увезла дочь в Крым, потом на Кавказ, в Боржом, где жил брат матери. Зинаида уже во всю сочиняла стихи и блистала с собственными поэзами среди тифлисской молодежи, которую собрала вокруг себя в литературный кружок. Уже тогда большинство ее стихотворений будут написаны от имени мужчины. Сначала это была своеобразная игра: Зинаида повторяла стиль поэта Семена Надсона, недавно скончавшегося от чахотки и прославившегося фразой "Люблю я себя, как бога". В литературную позу форма стиха от мужского лица превратится позже и будет нарушена лишь однажды - в стихотворении-посвящении беллетристу Дмитрию Философову, который станет третьим в их странном, но долговечном союзе с Дмитрием Мережковским.

Своего Дмитрия Сергеевича Зинаида встретила здесь же, на Кавказе. Мережковский был другом Надсона, что особенно впечатлило Зинаиду. А что Мережковский?.. Представьте себе такую картину. Отправляется он на Кавказ и... встречает такое вот андрогинное воплощение своего умершего друга. Наверное, именно в тот момент, когда Зинаида, еще не отработавшая внешнюю стилистику своего бесполого воплощения, златокудрая, стройная - почти прозрачная, читала стихи "под Надсона", намеренно огрубляя свой женский голос, было принято решение - под венец. 8 января 1889 года Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус обвенчались в скромной тифлисской церкви Михаила Архангела. Ему было - 23, ей - 19... Церковный обряд лишь зафиксировал тот духовный союз, который уже заключили Дмитрий и Зинаида, и подкрепил духовные обязательства... Но не физические...

Самый долгий в истории русской литературы ХХ века семейный союз двух литераторов был незыблемым только в области творчества и духа. Никакой физической близости, как утверждают современники, не было. Отсутствие физического воплощения любви стали подозревать вскоре после брака, когда на порог их квартиры в Петербурге начали подбрасывать такой вот каламбур - "Отомстила тебе Афродита, послав жену - гермафродита".

Конвертик было тем более легко подбросить, что в квартире Мережковского и Гиппиус в "доме Мурузи" на углу Литейного проспекта и Пантелеймоновской улицы, скоро ставшей известным литературно-художественным салоном Петербурга, кто только ни бывал.

Активно обсуждался на вечерах и вопрос "философии пола". Гиппиус и Мережковский превратили ведущую для искусства "серебряного века" проблему пола именно в вопрос философии, предприняв актуальную для своей семьи попытку решить противоречия сексуальности в области духа и религии. Интересно, что в одной из своих статей, написанных в революционные годы, Гиппиус настаивала на том, что в сфере взаимоотношения полов революция должна быть гораздо более коренной, чем в устройстве государства. ...И эту коренную революцию они устроили на троих - Гиппиус, Мережковский и Философов.

С 1901 по 1903 год в "доме Мурузи" проходят заседания так называемых религиозно-философских собраний. Попытка объяснить истоки гомосексуальности с религиозной-христианской точки зрения наиболее полно представлена в книге "Люди лунного света" философа Василия Розанова, чьи идеи во всю обсуждались и на заседании "религиозных собраний". Религиозную основу, развивая идеи Розанова, разработали для своего тройственного союза Мережковский, Гиппиус и Дмитрий Философов.

Изображение
Зинаида Гиппиус. 1897

В центре оказался принцип Софии, который лежит в основе учения русского философа Владимира Соловьева, идеологической предтече русского модернизма. София, которая включает одновременно два начала - мужское (огонь) и женское (свет), сочетается у Гиппиус с идеей Троицы. "...Мы будем не трое, а три единомысленных человека, стоящих вместе, чтобы молиться, может быть, работать, писать вместе о наших мыслях, вместе уповать и ждать будущих. Других для составления Начала, чтобы были Три; могущие стать Троими...", - так сбивчиво выражала свои мысли о триединой семье в письме Дмитрию Философову Зинаида Гиппиус.

С Философовым она познакомилась в 1898 году во время "брачного путешествия" в Европу, куда они отправились смотреть знаменитые фотографии обнаженных мальчиков, сделанные разорившимся бароном Вильгельмом фон Гледеном.

В 1901 году Философов настолько увлекся литературными вечерами у Мережковских (благо редакция "Мира искусства" находилась неподалеку от "дома Мурузи"), что Дягилев, заподозрив возможную измену, увез своего любовника в Италию. Так что и Мережковский как муж Гиппиус, и Дягилев как любовник Философова не сразу смирились с притязаниями Зинаиды на Диму. Только в 1905 году Философов окончательно переселится на квартиру к Мережковскому и Гиппиус. В журналах так и помещали их фотографии: Философов, Гиппиус, Мережковский... Втроем они прожили 15 лет - до тех пор, пока в 1920 году в Польше Дмитрий не предпочтет остаться с террористом Борисом Савинковым, возглавившем антибольшевистское движение.

К 1905 году религиозно-философские собрания были запрещены указом Святейшего Синода как ересь, но концепция, утверждающая однополую любовь, с христианской точки зрения в целом была выстроена.

Каковы же были в сексуальном плане отношения Гиппиус, Мережковского и Философова? Говоря проще, спали ли они вместе? - этот вопрос осторожно задавали в своих мемуарах многие представители русской культуры начала ХХ века. Известно, что Философов не мог иметь традиционных сексуальных отношений с Гиппиус, поскольку еще с гимназической юности сложился как абсолютный гей в кругу таких известных гомосексуалов, как Сомов, Нувель и Дягилев. Примечательно, что в компании Сомов - Нувель, Дима Философов до появления Дягилева тоже был третьим.

Известно, что он несколько раз отвергал плотские притязания Гиппиус и, возможно, предпочел в этом союзе Мережковского...

Известно также, что тесные отношения связывали Зинаиду Гиппиус и издательницу детского журнала "Тропинка" поэтессу-лесбиянку Поликсену Соловьеву (1867-1924)...

...Но в России после 1906 года об их личной жизни почти нет никаких сведений, потому что жили они в основном за границей и очень замкнуто. А там, в беднеющей эмигрантской Европе, на которую с шумом налетала огромная тень Гитлера, было не до интимных переживаний и тонкостей. Парижская эмиграция относилась к Гиппиус с неодобрением. К тому же, перед смертью едва живого Дмитрия Мережковского угораздило начать сотрудничать с фашистами...

Итак, у Гиппиус были противоречивые отношения со своей плотью. Как реализовалась ее физиологическое начало в жизни, в сущности, не важно. Потому что борьба с похотью, которую вела Зинаида Гиппиус всю свою жизнь, была направлена не на уничтожение телесного начала, а на его рассеивание, на его андрогинизацию. Гиппиус - единственный духовный андрогин в русской истории ХХ века, воспринимавший культуру сквозь призму этой своей андрогинности.

Быть может, попытка построить свой личный быт в качестве андрогина не вполне удалась. Зато в теории все выглядело блестяще.

"С точки зрения личной любви, - заявила Гиппиус в начале 1930-х годов, - одинаково ненормальны: и мужчина, говорящий, что он любит вообще мужчин (во множественном числе), и другой мужчина, объявляющий, что он любит - женщин. Но они оба абсолютно нормальны, для своей нормы типичны".

Источник  »

_________________
Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело.
Все превращается в прах – и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело.
И благодаря ему зло на Земле не имеет конца. С тех пор, как я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики.
(с) Г. Померанц


18 сен 2012, 22:19
Профиль
За это сообщение автора Лилит поблагодарили:
Amortel
Аватара пользователя

h+


Зарегистрирован: 08 май 2013, 03:58
Сообщения: 50
Спасибо сказано: 8 раз
Спасибо получено: 6 раз
Сообщение Re: Зинаида Гиппиус, духовный андрогин
Интересная статья. Спасибо! :arrow:

Только ссылка на картинку битая.
Вот:
Изображение


09 май 2013, 23:13
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Мы в Контакте Мы в Facebook Мы в Живом Журнале Trans* Коалиция Общественная организация Инсайт


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB